Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 8
E-mail: gorsar@sarapul.udmr.ru
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

История Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Старейший музей Удмуртской Республики учрежден решением Сарапульской уездной земской Управы в 1909 году. Музей Сарапульского земства сразу стал заметным явлением в культурной жизни не только Сарапула и Сарапульского уезда, но и всего региона в целом. Появление музея в городе – это не просто модное веяние того времени, когда все более-менее уважающие себя города Приуралья обзавелись подобного рода культурными учреждениями (Вятка, Екатеринбург, Пермь, Казань). Это было серьезной заявкой на «столичное» место в регионе. В Сарапуле уже работала публичная библиотека (с 1835 года), появились первые кинотеатры, давал спектакли любительский пока театр, существовала развитая сеть образовательных учреждений, светских и духовных. Сам факт учреждения музея ставил город в один ряд с губернскими столицами России.
Инициаторы создания музея, они же впоследствии учредители, были истинными патриотами своего города и края, бескорыстными и деятельными подвижниками нового начинания. Во многом благодаря им музей сегодня обладает ценнейшей коллекцией. Масса письменных обращений сначала от имени Земской Управы (с 1905 г.), а затем от имени учредителей музея рассылается по всему региону с просьбой о пожертвованиях предметов, имеющих музейное значение. Сами они в первую очередь пополняли музейную коллекцию. Известный ученый, этнограф, фольклорист Николай Евгеньевич Ончуков положил начало этнографической коллекции. Земский врач Федор Васильевич Стрельцов передал в дар нумизматическую коллекцию. Замечательная библиотека была подарена Николаем Николаевичем Блиновым – педагогом, краеведом, писателем. Археологическая коллекция начала формироваться в результате исследований, проводимых на территории бывшего Сарапульского уезда Львом Африкановичем Беркутовым по заданию музея. Естественнонаучная коллекция появлялась силами Леонида Константиновича Круликовского, кандидата естественных наук, действительного члена ряда научных обществ и Алексея Порфирьевича Ильинского, крупного ученого-геоботаника. Редкие предметы поступили от председателя уездной Земской Управы Михаила Семеновича Тюнина и секретаря Земской Управы Николая Михайловича Мусерского, также учредителей музея. Благодаря активной деятельности учредителей в музей постоянно поступали пожертвования от частных лиц.
Среди раритетов музея – древнеегипетские культовые фигурки ушебти, знамя полка Наполеоновской гвардии, одна из первых в России типографских старопечатных книг Учебное Евангелие 1595 года, дагерротипы 1850-х, кинохроника 1912 года. Настоящим сокровищем стала и художественная коллекция, начало которой также положено основателями. «Каким же путем, спросите вы, достигнут такой результат? - говорил в своей торжественной речи по случаю годовщины музея его хранитель Круликовский Л.К., - во-первых, щедрыми пожертвованиями предметов и книг частными лицами, во-вторых, дружною и бескорыстною работою членов музея».
В 1913 году «в целях всестороннего изучения прикамского края и ознакомления населения с этим краем вообще, с памятниками старины и с произведениями изящных искусств открывается в городе Сарапуле «Общество Изучения Прикамского Края». Так было заявлено в уставе Общества. Уникальность же Общества заключается в том, что ему удалось привлечь интеллектуальные, организаторские, финансовые средства и силы. Его инициаторам удалось создать самое главное – особую атмосферу, в которой человек способен творить и руководствоваться высокими соображениями. Деятельность Общества была обширной и энергичной: ежегодные выпуски «Известий ОИПК», археологические раскопки камских городищ, собирание коллекций, целенаправленная работа с дарителями. Л.К. Круликовский выставил в музее свою богатейшую коллекцию бабочек, примерно 18 тысяч экземпляров, собранных им путем обмена чуть ли не со всего света. Художники братья Сведомские, чьи работы известны в Италии, Германии и др., имевшие родовое поместье, Михайловский завод, близ Сарапула, передали в дар собрание своих картин. Работы художников Беркутовых (религиозные, этнографические, реалистические сюжеты) также украсили музей. Биолог А.П. Ильинский подарил музею яркую коллекцию морских сокровищ: рыбы, морские ежи, звезды из Тихого океана и т.д. Выдающийся ученый, Д.К. Зеленин - доктор наук, профессор Харьковского, затем Ленинградского университетов, исследователь мифологии и быта восточных славян, передал свои работы по этнографии в коллекцию книг музея. Целенаправленную исследовательскую работу по этнографии вел собиратель русских сказок, участник экспедиций по поручению Русского географического общества, автор фольклорных сборников, редактор и издатель газеты «Прикамская жизнь» - Ончуков Н.Е. Музей и общество изучения Прикамского края обменивались печатными трудами со многими учреждениями. Среди них библиотека Музея Академии наук, Русское Географическое Общество, Московское Общество испытаний природы, Казанское Общество истории и этнографии и многие другие. Одним словом, маленькому музею, поначалу располагавшемуся в двух комнатках нового здания женской гимназии, был задан мощный творческий импульс.
Только в 1921 году у Сарапульского музея появилось свое помещение. Он был размещен в здании 2-х классного городского Николаевского училища. После хаоса революции и гражданской войны музей вновь начинает активную исследовательскую работу. В 1922 году Главнаука разрешает проведение археологических исследований Льву Африкановичу Беркутову, восстанавливаются научные связи сотрудников музея, они принимают участие во всероссийских и региональных конференциях по краеведению. В 1923 году Сарапульский музей становится Окружным научным музеем Прикамского края.
Есть очень любопытный факт в истории музея (Сарапул, все-таки – город экспериментов!): на совещании Сарапульского ОКРОНО 23 ноября 1928 года было решено организовать при музее зоопарк. Сказано – сделано: из зоопарка г. Свердловска привозят зверей (10 зверей, 6 хищных птиц, 2 китайских гуся), в штате появляется должность «кормщик зверей». Существовал зоопарк недолго. Уже в 1939 году он был расформирован, но газета сообщала, что в нашем «зоопарке» родился медвежонок: «В Сарапульском музее родился медвежонок. Сейчас ему уже два месяца и, воспитываясь в неволе, он все-таки чувствует себя прекрасно. Бегает, проказничает, но медведица не отпускает его от себя» («Красное Прикамье», № 59, 12 марта 1937 г.).
Существуют и малоизученные страницы истории музея. Так, в 1939 – 1946 годах он имел статус республиканского музея, когда краеведческий музей Удмуртской АССР размещался в здании Сарапульского музея. Оба музея находились в особо трудных условиях в годы Великой Отечественной войны. В здании музея помещены были эвакуированные ценности из Ленинградских пригородных дворцов-музеев, Летнего дворца Петра I, музея истории г. Ленинграда и музея истории религии и атеизма г. Ленинграда, - всего около 90 тысяч произведений искусства, созданных русскими и западноевропейскими мастерами 18 – 19 веков. Фондовые коллекции местных музеев, Ижевского и Сарапульского, находились в эти годы в неприспособленных помещениях.
Только с 1946 года возобновляется собирательная и исследовательская музейная работа, продиктованная, главным образом, текущими задачами социалистического строительства и их отражению в музейных экспозициях. Фонды комплектуются в соответствии с политикой партии и правительства. Экспозиции служат иллюстрациями учебников истории.
В 1984 году Сарапульский Краеведческий музей переименован в Музей истории и культуры Среднего Прикамья. Круг замкнулся. Музей снова стал региональным.
Он вернулся к целям, определенным еще в 1909 году его учредителями: «охранение предметов местной старины, собирание и изучение сведений о местной природе, жителях, народном хозяйстве, истории и археологии восточной части Вятской губернии и Прикамья и, преследуя общеобразовательные задачи, знакомит население с местным краем вообще, с памятниками старины и с произведениями изящных искусств».
В перестроечные годы у музея появляются филиалы в г. Камбарке, в Гольянах и Каракулино,  дом-музей академика Мельникова Н.В. и художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина».
В ХХI век музей входит уверенно, поступательно развиваясь по всем направлениям. Музей истории и культуры Среднего Прикамья – не только старейший, но один из наиболее интересных и значительных музеев Удмуртии. Его собрание состоит из 21 коллекции общей численностью более 200 тыс. музейных предметов.
С 2019 года музей стал музеем-заповедником. Современный Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - это комплекс музеев, который объединяет три музейные площадки – историко-краеведческий музей, дом-музей академика Мельникова Н.В., художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина».
С 2001 года музей активно занимается грантовой проектной деятельностью. Проекты, разработанные музейными сотрудниками, получили финансовую поддержку фонда Сороса, конкурсов Приволжского федерального округа, отмечены дипломами окружных и российских конкурсов социальных и культурных проектов, участвовали в международном конкурсе в области музееведения и отмечены музейным ведомством Финляндии.
Интенсивный проектный режим работы позволяет музею сегодня успешно справляться со своей миссией одного из важнейших институтов культуры. Являясь банком информации огромной ценности, музей использует ее в качестве инструмента воспитания, терапии, идеологии.