Вернуться на главную страницу конференции
Творчество П.П. Кашкарева, является частью архитектурного наследия в области гражданского строительства города Сарапула. Его деятельность в качестве просветителя и сарапульского архитектора совсем не отражена в историографии. Творческое наследие Петра Петровича следует выделить из ряда архитекторов, занимавшихся проектированием для единовременной застройки уездного Сарапула первой половины XIX столетия.
Кашкарев Петр Петрович (1794-1875) – техник-чертежник, выходец из мещан, православного вероисповедания. Обучался в Вятском главном народном училище с пятилетним курсом обучения. В таких училищах обучались преимущественно дети купцов, мещан и крестьян. Система обучения велась по 5-летнему курсу обучения, в 4 класса. Первые два класса соответствовали курсу малого народного училища. В 3—4-м классе преподавались 2-я часть арифметики, геометрия, физика, механика, естественная история, история, архитектура с черчением планов и для желающих — латинский и новые языки. Именно такое образование и получил П.П. Кашкарев.
В Сарапульском малом народном училище с двухлетним курсом П.П. Кашкарев преподавал рисование и русский язык. Был штатным смотрителем Сарапульских училищ. Петр Петрович был инициатором открытия Сарапульской публичной библиотеки. Оно состоялось 1 января 1835 года. С 21 октября 1834 года библиотека вошла в список, получающих книги из центра.
Библиотека считалась учреждением частным, хотя и «состоящим под покровительством правительства»[1]. П. П. Кашкарев уволен со службы в 1850 году за выслугою лет (41 год по учебному ведомству). В 1848г. произведен в коллежские асессоры. Внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 18 октября 1840г. и утвержден указом Герольдии 24 февраля 1848г.[2]. Судьбу П. П. определило владение чертежом и акварельной отмывкой.
С 1809 до 1812 г. «для лучшего устройства городов Российской империи», а также из-за отсутствия квалифицированных архитектурно-строительных кадров не только в рядовых уездных, но и в губернских городах, Строительным комитетом были выпущены первые два альбома «образцовых» проектов фасадов жилых домов для частных строений. В 1814 г. «образцовые» фасады, собранные и выпущены в два альбома III и IV части, были разосланы в количестве 800 экземпляров во все города России с циркулярным предписанием губернаторам, аналогичным указанию от 31 декабря 1809 г.
При жесткой регламентации размеров (длина дома, высота стены и высота крыши, интервал между строениями) и пропорций фасадов, предписание оставляло большую свободу действий местному архитектору. Застройщик получал заказанный проект после утверждения в составе двух чертежей — плана участка со всеми строениями и фасада здания. Внутреннюю планировку он определял сам [3]. В жилой застройке Сарапула первой половины XIX столетия использовались проекты по фасаду Высочайше утвержденному в I, II и III части. Во всех выявленных листах, относимых нами к этому периоду, стояли подписи коллежского асессора, штатного смотрителя Сарапульских училищ Петра Кашкарева.
Чертежи, выполненные П.П. Кашкаревым, необычайно интересны, и выполнены в одной манере. Комплексное изучение этого материала наталкивает на мысль о существовавшей стилевой общности проектных чертежей. Особенности графики этого времени мы показываем на материалах Государственного архива Кировской области, до сих пор не опубликованных.
В его чертежах главенствуют четкие, уверенные линии, ясно ограничивающие объекты и вносящие в чертежи каркасность. Часто в этот период применяется отмывка, а также раскраска, которая эволюционирует в пользу цвета. Преобладающим становится акварельная заливка в чертежах. Этому способствовали требования архитектурного регламента действовавшего в Российской империи.
Среди осуществленных П.П. Кашкаревым проектов выделяются проекты торговых рядов для Е. М. Комаровой с арочной галереей каменных складских магазинов по фасаду, «Высочайше утвержденному в части III под №8», дошедшие до наших дней в сильно перестроенном виде[4]. Здание было возведено в 1841-1842гг. на пересечении Биржевой и Богоявленской улиц (ныне ул. Труда и ул. Горького). Торговые ряды представляли собой компактный, П-образный в плане объем с галереей и проездной аркой, оформленный шаговым рустом и широким карнизом дорического ордера.
Примером решения по фасаду «Высочайше утвержденному в I части под № 8» может служить жилой дом купчихи Ехлаковой в Сарапуле (1843-1849гг., ул. Раскольникова, 140). Здание стоит в ряду застройки по красной линии. Типичный для провинциального классицизма кирпичный дом, построенный на основе образцового проекта, лучший из подобных зданий, сохранившихся в Сарапуле.
В ряду торговой застройки центральной площади города первый этаж ориентирован под лавки и магазины [5].
Проект предусматривал пятиосевое акцентировочное решение, но в ходе строительство композиция была изменена. Прямоугольное в плане двухэтажное с мезонином здание вытянуто вдоль улицы. Простая тяга отделяет первый этаж от второго. Стены завершены гладким фризом и карнизом небольшого выноса. Симметрия девятиоконного уличного фасада подчеркнута мезонином в три оси и проездной аркой в первом этаже по центральной оси. Прямоугольные окна второго этажа имеют одинаковые рамочные наличники с приподнятыми сандриками и небольшими очелинами. Центральная часть акцентирована своеобразным портиком с лопатками и фигурным аттиком, что придает фасаду здания подчеркнутую парадность. Рамочные наличники мезонина подвышены филенкой с упором в венчающий карниз.
Губернский архитектор И.Т.Соловкин, не изменяя общих габаритов здания, убрал боковые пилястры, и главное внимание сосредоточил на центральном трехосевом ризалите, ориентируясь, очевидно, на «образцовый» фасад №57 петербургского архитектора В.П. Старова.
В художественном мышлении П.П. Кашкарева ведущее место занимает тема города и организации городского пространства. Трактовка этой организации просматривается не как отвлеченная архитектурная категория, а как реальная и конкретная задача, как часть градостроительной среды. Так в проекте дома с флигелями Сарапульскому мещанину В.Ф. Вихлаеву мы видим грамотное решение углового участка с пространственной расстановкой всего комплекса. Смысловым центром пространства оказывается жилой дом, расположенный на углу участка. Здания решены в фасадах «Высочайше утвержденному в III части под №№ 9 и 10»[6]. Аналогичным образом была решена и усадьба Дедюхина [7].
Таким образом, к середине XIX столетия П.П. Кашкаревым было разработано более 50 разнообразных проектов, многие из которых были, к сожалению, не реализованы в полной мере или остались лишь на бумаге. Не смотря на это, опыт следования регламенту городского проектирования остался востребованным и отразился в творчестве сарапульских городских архитекторов периода реформ Александра II.
Материалы статьи подготовлены при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-14-18001.
Примечания
1. ГАКО, ф.582, оп.81, д.577, л.9. Дело по прошению граждан г.Сарапула о разрешении открытия там публичной библиотеки. 21.1.1836г.
2. ОРРК НБЛ КГУ. Ед.хр.402. Ч.З. Т. 1. Л.219 об.-220 об
3. Тинский А.Г. «Образцовые» проекты 1809-1812 гг. Энциклопедия земли Вятской: Том 5. Архитектура. Киров, 1996
4. ГАКО ф.619,оп.2,ед.хр.1218. Дело по отношению Сарапульской 3-й гильдии Купчихи Евгении Комаровой об утверждении и о рассмотрении плана на постройку ей дома. 1845-1846гг.
5. ГАКО ф.619,оп.2,ед.хр.900. Дело по отношению Вятской губернской канцелярии о утверждении плана и о рассмотрении каменного дома Сарапульской купчихи Ехлаковой. 1843-1849гг.
6. ГАКО ф.619,оп.2,ед.хр.872. Дело по отношению Вятской губернской канцелярии о утверждении плана и о рассмотрении дома с флигелями Сарапульскому мещанину В.Ф.Вихлаеву. 1843г.
7. ГАКО ф.619,оп.2,ед.хр.932. Дело по отношению Вятской губернской канцелярии о утверждении плана и о рассмотрении дома с флигелями Сарапульскому мещанину Ф.М.Дедюхину. 1843-1846гг.
Курочкин Михаил Валентинович,
доцент кафедры Компьютерных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» города Ижевска