Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 8
E-mail: gorsar@sarapul.udmr.ru
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

Творчество сарапульских архитекторов периода городской реформы Александра II

Вернуться на главную страницу конференции

Материалы публикуются в авторской редакции.
При использовании и заимствовании материалов ссылка на электронный ресурс обязательна.

Россия второй половины XIX столетия в связи с градостроительным ростом испытывала острую нужду в архитектурных кадрах. Не явилась исключением и Вятская губерния.

Вместе с Городской реформой Александра II 1870 года (реформа городского самоуправления), имевшей за собой цель дать населению городов право вести своё городское хозяйство, вновь избранная управа Сарапула учредила должность городского архитектора.

Статьёй 2 «Городового положения» оговаривалось, что городским архитектором мог стать любой гражданин империи с инженерным образованием и навыками в художествах.
Первым архитектором Сарапульской городской управы стал Грос Густав Людвигович (1833 – 1878, г. Глазов), инженер-архитектор. В 1852 – 1859 гг. он учился в Новгородском строительном училище, по окончании которого был назначен помощником начальника искусственного стола в новгородскую строительную и дорожную комиссию. В 1861 г. был младшим инженером Уфимского губернского правления. Звание инженера-архитектора получил в 1866 г. Через некоторое время после отставки был вновь причислен к Министерству внутренних дел и в 1868 г. поступил на должность городского архитектора Тамбова. С 1870 г. переведен на должность городского архитектора в Сарапул. С 1873 г. назначен на должность архитектора Глазовского земства. Умер в городе Глазове Вятской губернии в 1878 г. Похоронен у городского собора.

В служебной практике Густав Людвигович занимался освидетельствованием строительных дел в городе. Предположительно был автором проекта здания Сарапульской городской управы совместно с вятским губернским инженером М.С. Купинским.
Здание Сарапульской городской управы (ул. Труда, д.6) расположено в центре города на пересечении красных линий улицы Труда и Красной площади [1]. Управа играет важную градостроительную роль, доминируя среди окружающей застройки.

Это одно из самых величественных и монументальных зданий в центральной части города. Оно достаточно ярко отразило в своём образе сложное и противоречивое время перехода от традиций классицизма к периоду историзма в архитектуре Прикамья. Здание Сарапульской городской управы возведено поверх перестроенных торговых рядов в 1870-1874 гг. [2] Первый этаж здания занимали купеческие лавки и ломбард; на втором этаже были размещены городская управа, сиротский суд, городской общественный банк и мещанская управа; третий этаж был отдан под женскую гимназию с квартирой начальницы[3].

Акимов Николай Павлович (1830 – 1880, г. Баку) - преподаватель Сарапульского Алексеевского реального училища, коллежский секретарь, архитектор. Выпускник курсов в Санкт-Петербургском строительном училище. С июля 1873 г. преподаватель рисования и черчения Сарапульского Алексеевского реального училища. С 16 декабря 1873 г. по 31 мая 1875 г. исполнял обязанности Сарапульского городского архитектора [4]. С 1879 по 1880 гг. занимал должность городского архитектора г. Баку. Автор проекта здания окружного суда в Сарапуле.

История здания окружного суда начинается с продажи купцом 3 гильдии Евстратом Татариновым в городскую казну своего жилого дома, расположенного на Вознесенской площади [5]. Здание было продано « вчерне» за семь тысяч рублей серебром (24 тысячи ассигнациями) [6]. Здание не устраивало «своим внешним обликом и планировкой третьего этажа» [7], поэтому было принято решение «уличную стену разобрать и выложить заново» [8]. Работы по реконструкции здания начались в 1853 г. и проводились в течение почти двух лет.

Строительные работы возобновились в 1874 г. по проекту Сарапульского архитектора Николая Павловича Акимова, сохранились чертежи, «подписанные собственноручно» [9].
Здание окружного суда доминировало в окружающей застройке северного фронта Вознесенской площади и отличалось своими масштабами. Архитектурный декор выдержан в скромных формах позднего классицизма. Прямоугольный в плане, вытянутый по красной линии, симметричный по композиционному решению. Центральная часть в пять окон выделена слегка выступающим ризалитом, завершенным ступенчатым высоким аттиком. Ризалит подчеркнут контрастным ленточным рустом второго этажа и лопатками в простенках между осями третьего этажа. Прямоугольные проемы в основном (кроме окон первого этажа) обрамлены рамочными наличниками. Наличники флангов третьего этажа украшены лепными розетками и профилированными сандриками на кронштейнах. Горизонтальное членение развернуто междуэтажными профилированными карнизами, которые венчают лепные и тянутые фризы, ленточный руст первого этажа.

Планировка здания была изначально анфиладная.

Оловягин Николай Петрович (1853 - 1918, г. Таганрог), инженер-технолог, архитектор. Образование получил в Санкт-Петербургском технологическом институте на механическом факультете. До назначения в Таганрог работал на Камском броневом заводе помощником управляющего по технической части. С 1878 по 1889 гг. преподавал в Сарапульском Алексеевском реальном училище [10]. Архитектор Сарапульской городской управы. С 1889 г. трудился в Красноуфимском промышленном училище и затем перевелся в Пермское горнозаводское училище. С 1899 г. в Таганрогском училище преподавал механику и арифметику. Первый директор Таганрогского восьмиклассного технического училища (ныне Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова).

Автор проекта каменной колокольни Покровской церкви в селе Выезд Сарапульского уезда (1881-1894 гг.) [11]. Несколько зауженный западный притвор колокольни служит ее основанием, состоящим из высокого четверика и промежуточного полуяруса. Ярус звона прорезан удлиненными арками и завершается четырехгранным куполом со скосами «под восьмерик». Арочное завершение восьмерика перекрыто сферическим куполом. Венчает колокольню тонкий шпиль на цилиндрической ножке. Первый ярус колокольни завершен изящными фигурными городками. Кирпичные стены здания побелены по кладке. Сельский приходской храм отличается сдержанным декором упрощенных форм позднего классицизма.

К сожалению, о полноте творчества Сарапульских городских архитекторов известно слишком мало. Утрачено значительное количество графических документов, заверенных подписями. Будем надеяться, что приведенная выше хронология поможет в дальнейших исследованиях.


Примечания
1.ГАКО ф.583, оп, 491, ед.хр.9 Дело по отношению Хозяйственного департамента Министерства Внутренних дел, о замене деревянных зданий каменными. 1868г.
2.ГАКО ф.583, оп.493,ед.хр.207 Дело об освидетельствовании некоторых местностей в городе Сарапуле. 1870г.
3.http://sarapul.ru/forum/index.php?app=wiki&art=2428&e&module=view&s§ion=view Ерастов В.С.
4.ГАКО Ф.583,оп.495,ед.хр.167. Дело по отношению Сарапульского городского головы об устройстве господина Акимова Сарапульским городским архитектором. 1873г. с.1.
5.ГАКО ф.619,оп.2, ед.хр.1970. Дело по отношению Вятского губернского правления о рассмотрении плана на место и дом Сарапульского купца Татаринова. 1851-1853гг. С.12.
6.Блинов Н.Н. Сарапульская старина. Первые пароходы на Каме//Известия Сарапульского земского музея. Сарапул. 1914. С.162.
7.там же. С.13-14.
8.там же. С.15-16..
9.ГАКО ф.583,оп.496,ед.хр.11. Дело об устройстве помещения под Окружной суд и тюрьмы при нем в городе Сарапуле, равно и об устройстве тюрьмы при Вятском Окружном суде. 1873-1878гг.
10. Краткая историческая записка о Сарапульском Алексеевском реальном училище. С приложением отчета за 1894 гражданский год. Сарапул, 1896.
11. ЦГА УР ф.245,оп.1,ед.хр.11

Курочкин Михаил Валентинович,

доцент кафедры Компьютерных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» города Ижевска

Вернуться на главную страницу конференции