С 2020 года ПФР планирует формировать электронные трудовые книжки.
Цифровая трудовая книжка может обеспечить постоянный и удобный доступ работников к сведениям о своей трудовой деятельности, а работодателям станет проще вести кадровый учет. Кроме того, электронные сведения будет удобно хранить в течение любого количества времени.
Просмотреть данные из цифровой книжки можно будет в личном кабинете на сайте ПФР или на сайте gosuslugi.ru. Также будут доступны специальные приложения для смартфонов. Таким образом, отследить данные можно будет с любого устройства.
Предположим, вы хотите получить данные из трудовой книжки на бумаге. Тогда можно запросить бумажную выписку. Её предоставляют работодатели, Управление ПФР или МФЦ. Причем услугу можно получить в любом месте независимо от места жительства или места работы человека.
Следует выделить следующие преимущества электронных трудовых книжек: удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности; минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности; дополнительные возможности дистанционного трудоустройства; снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек; дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения; использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг; новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов; высокий уровень безопасности и сохранности данных.
Формировать электронные трудовые книжки планируется с 2020 года, а для всех работающих граждан переход на новый формат будет добровольным. То есть сначала надо дать свое согласие, только после этого вам будут вправе заводить цифровую книжку.
Не обошлось без исключений – это сотрудники, которые впервые устроятся на работу с 2021 года. Таким сотрудникам сведения о работе автоматически будут вести в электронном виде.
Если вы хотите сохранить бумажную трудовую книжку, то в течение 2020 года подайте заявление работодателю в произвольной форме и попросите оставить бумажный вариант. Тогда компания или ИП будут заносить сведения о работе одновременно и в электронный документ и в бумажный. Все, кто не подаст в 2020 году заявление о сохранении бумажной трудовой, получат её на руки. А сведения о трудовой деятельности с 2021 года работодатели начнут формировать в цифровом формате.
Правительство внесло в Госдуму три законопроекта. Первый предполагает постепенный переход от бумажных трудовых книжек к электронным. Второй – вводит новый отчет СЗВ-ТД для работодателей, а третий – посвящен штрафу за новую отчетность.
Какие сведения заносят в электронные трудовые книжки?
В электронном варианте будут почти все те же данные, что и в бумажной трудовой книжке. Вы найдете следующие сведения: место работы; период работы; должность (специальность, профессия); квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации); даты приема, увольнения, перевода; основания прекращения трудового договора.
С 1 января 2020 года работодатели обязаны предоставлять в ПФР новый ежемесячный отчет о трудовой деятельности физических лиц. Именно эти сведения и лягут в основу для формирования электронных трудовых книжек россиян.
Предприятия, организации и предприниматели также обязаны проинформировать работников об изменениях в трудовом законодательстве и их праве сохранить бумажную трудовую книжку.
С 1 января 2021 года все работодатели должны предоставлять в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности, если уволили сотрудника или приняли нового. Срок – не позднее рабочего дня, который следует за днем издания документа – основания для приема или увольнения.