Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 8
E-mail: gorsar@sarapul.udmr.ru
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

Слово «генеалогия» появилось на Руси в XI в. в тексте древнерусского перевода Хроники Георгия Амартола в значении «родословие» (учение о роде). Знать свою родословную до седьмого колена на Руси всегда считалось правилом хорошего тона. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное, всегда находилось на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. С началом нового социалистического строительства в России, интерес к оформлению своих родословных был потерян по известным причинам. Потребовалось немало времени, чтобы вопросами генеалогии вновь заинтересовались исследователи, краеведы, студенты и просто граждане. За последние годы увеличилось количество обращений граждан в Управление по делам архивов с биографическими запросами для составления генеалогического дерева и родословной, а в 2012 году количество биографических запросов возросло в два раза по сравнению с предыдущими годами (2009 г. – 8 запросов, 2010 г. – 17 запросов, 2011 г. – 13 запросов, 2012 г. – 27 запросов). В Интернете создано много поисковых сайтов, а также программ для составления родословных, которые помогают людям в этом вопросе.


С чего начать составление родословной?

Для изучения истории своего рода, Вам потребуется информация о своих родственниках, как здравствующих, так и давно умерших.

Поиск информации необходимо начать с семейного архива: в письмах, дневниках, записных книжках, вырезках из газет, в фотоальбомах, на оборотах фотографий. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи.

Для получения более подробных сведений проведите беседу с родственниками. Начинайте с тех родных, которых хорошо знаете. Запишите все сведения о своих родителях, о бабушках и дедушках, затем расспросите тех и других о родственниках более старших поколений. Из их воспоминаний вы сможете узнать много интересных фактов из жизни своих предков: мотивы и время переездов, смена работы, истинное отношение к религии, получить сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, познакомиться с семейными историями. Беседуя с родственниками, заранее приготовьте список вопросов, с помощью которого легко сможете направлять разговор, не теряя нить беседы.

Используйте официальные документы. В свидетельстве о рождении вы найдете такую информацию, как время и место рождения, фамилия, имена, отчества родителей. Свидетельство о браке содержит сведения о месте и времени заключения брака, датах рождения супругов, добрачной фамилии матери. Свидетельство о расторжении брака - дату расторжения брака, место его регистрации, послебрачные фамилии супругов. Из свидетельства о смерти вы узнаете время, место и ее причину. В паспорте помимо персональной информации о человеке (ФИО, дата рождения, место жительства) содержатся сведения о его супруге, детях (их имена и даты рождения); здесь же имеется одна или несколько фотографий владельца, могут быть сведения о группе крови. В трудовой книжке имеется информация об образовании, о месте работы и занимаемых должностях. Данные об образовании, профессии, наградах и званиях предков могут содержать свидетельства, аттестаты, удостоверения, грамота, диплома, орденские книжки. Универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения, включая: указание роста, веса, размера головы и обуви.

Систематизируйте все собранные сведения. Сгруппируйте материал в отдельных папках по темам, авторам, адресатам и хронологии. Зафиксируйте сведения в виде таблицы или попробуйте составить генеалогическое древо. Отошлите частично заполненные таблицы своим родственникам с просьбой заполнить пробелы известными им сведениями.


Следующий шаг: архивные документы.

Собрав и систематизировав материал из семейного архива и воспоминаний родственников, Вы можете обратиться в государственные и муниципальные архивы, архивы организаций. Основным источником для составления родословной являются метрические книги. Метрическая книга – это реестр актов гражданского состояния, удостоверяющих события крещения/рождения, венчания/брака, погребения/смерти конкретных лиц виде хронологических записей в книжной форме. Повсеместное ведение метрических книг началось по указу Петра I в 1722 г. и продолжалось до 18 декабря 1917г., когда регистрация актов гражданского состояния перешла государству. В Центральном государственной архиве Удмуртской Республики хранятся: метрические книги православных церквей – с 1754 г. по 1936 г., еврейской молельни г. Сарапула – с 1876 по 1918г., единоверческих церквей и старообрядческих общин за 1791-1938 г.г.


Основными документами по истории родов священников, кроме метрических книг, духовных росписей являются клировые ведомости. Этот документ назывался еще: «списки лиц духовного звания», «послужные списки духовенства» и по закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые были введены в 1769 г. В Управлении по делам архивов Администрации города Сарапула находятся на хранении ведомости о церквях, священноцерковнослужителях за 1814-1930 г.г.


К источникам генеалогической информации относятся и посемейные списки. Посемейный список – документ административного учета населения, где показан состав семьи с указанием фамилии, имени и отчества, возраста и отношения к главе семейства. Составленный однажды, список дополнялся новой информацией на протяжении многих лет, а когда внесение новых поправок становилось затруднительным, заводили новый.

В Управлении по делам архивов Администрации города Сарапула находятся на хранении посемейные списки почетных граждан и купцов, о семействах мещан за 1893 год c последующим дополнением записей до 1909 года.


Как источник генеалогической информации необходимо отметить материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., которые отложились в архивных фондах Глазовской (ф. 247 ГКУ «Центральный государственный архив УР») и Сарапульской (ф. 236 ГКУ «Центральный государственный архив УР») уездных переписных комиссий. Перепись была всесословной и представляет интерес для исследования родов любого социального происхождения. Переписные листы содержат следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, отношение к главе семьи, возраст, семейное положение, сословие, место рождения, место приписки, место жительства, вероисповедание, родной язык, умение читать и место обучения, занятие или ремесло.

К источникам генеалогической информации советского периода, в первую очередь, относятся документы по личному составу организаций и предприятий. Документы по личному составу - это официальные документы, удостоверяющие личность их владельца, его права, обязанности, общественное положение и содержащие биографические или какие-либо другие сведения о нем (автобиография, личная карточка (ф. № Т-2), личное дело, алфавитные книги учета рабочих и служащих). В Управлении по делам архивов находятся на хранении около 40000 ед.хр. по личному составу ликвидированных организаций города Сарапула.

Для восстановления родословной крестьянских семей за советский период одним из главных источников являются похозяйственные книги, в которых имеются сведения об имени, отчестве, фамилии, возрасте, должности, профессии главы хозяйства, членах его семьи, их собственности, а также причинах выбытия из данного населенного пункта. В Управлении по делам архивов имеются на хранении похозяйственные книги населенных пунктов Сарапульского, Камбарского, Каракулинского, Киясовского районов.


Однако, при работе с документами по личному составу необходимо иметь ввиду, что данный вид документов носит конфиденциальный характер и согласно «Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (Москва, 2007г.), «Правилам работы пользователей в читальных залах государственных архивов РФ» (Москва, 1998г.) доступ к документам, «содержащим информацию о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни конкретного лица, если не истек срок в 75 лет с момента создания таких документов» ограничен. К ним относятся: личные, персональные дела, документы кадровых служб, личная переписка, выписки из книг регистрации актов гражданского состояния и др. Для работы с данной категорией документов исследователь должен представить руководству архива нотариально заверенные документы, подтверждающие родство или письменное согласие лица, о котором запрашивается информация.

Для изучения родословной и поиска информации в архивных документах важно знать административно-территориальную принадлежность населенного пункта, в котором родились и проживали родственники.

Административно-территориальная принадлежность города Сарапула:

1780 г.   г. Сарапул Сарапульского уезда Вятского наместничества
1797г. – 5 января 1921 г. Вятская губерния
5 января 1921 г. – 3 ноября 1923 г. Пермская губерния
3 ноября 1923 г. – 20 января 1934 г.Уральская область
07 декабря 1934 г. -1936 г.Кировский край
1936 г. – 22 октября 1937 г. Кировская область
22 октября 1937 г.- 11 октября 1991 г.Удмуртская АССР
С 11 октября 1991 г. Удмуртская Республика

В связи с этим информация о жизнедеятельности родственников могла отложиться в архивных документах, находящихся на хранении в государственных архивах г. Ижевска, г. Кирова, г. Перми, г. Екатеринбурга.

Адреса государственных архивов:

Центральный государственный архив Удмуртской Республики
426075, г. Ижевск, ул. Камбарская, 17, тел: (3412) 90-53-65
e-mail: cga@cgaur.izhnet.ru, kambarskaya@mail.ru

Государственный архив Кировской области
610027, г. Киров, ул. Карла Маркса, 142, тел: (8332) 67-36-89
e-mail: archivgako@ako.kirov.ru

Государственный архив Пермского края
614070, г. Пермь, Студенческая, 36, тел: (342) 262-39-69, 262-39-71
email: hisarchive@archive.perm.ru

Государственный архив Свердловской области
620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 17, тел: (343) 376-31-05, 376-31-06
email: v17@gaso-ural.ru



Начальник сектора информационного обслуживания
Управления по делам архивов
Наталья Владимировна Тощевикова
2013 год