Вернуться к обычному виду

Объекты культурного наследия федерального и регионального значения

Памятники федерального значения

Здание Пожарной каланчи Архитектор Чарушин
И.А. (1887 год)

   

Площадь Свободы, 5

Пожарная каланча, единственная в Удмуртии, и одна из немногих, сохранившихся в архитектуре Урала.14 февраля 1886 года городская дума постановила: "...постройку для помещения городского пожарного обоза признать необходимой... и нынче же приступить к заготовке строительного материала." Уже в 1887 году пермским купцом-подрядчиком Драгуновым строительство пожарной каланчи было завершено. Массивный  объем здания имеет выраженную центрическую композицию, завершением которой является объем вышки, состоящий из трех четвериков со смотровой площадкой. Композиционно выделен главный фасад, выходящий на площадь. Его центральная часть акцентирована выступом и венчается высоким фронтоном ступенчатой формы. Фасады декорированы невысоким рельефом в виде горизонтальных поясков, плоскость нижнего этажа обработана кладкой под руст. Здание пожарной каланчи, поставленное на одной из высоких точек городского рельефа, композиционно подчиняет себе не только застройку Базарной площади, но и хорошо просматривается с улиц нижней приречной части города. В советское время, после уничтожения всех колоколен Сарапула каланча оказалась важнейшей архитектурной вертикалью города. В годы первой русской революции у здания собирались на митинги рабочие, поэтому и площадь, именовавшаяся Базарной, была названа именем Свободы.



Дом купца Корешева (1907г.)

 

Красная площадь, 7

Одним из первых купил участок напротив городского Собора лесопромышленник, купец Корешев П.Ф. Настоящим патриотом можно назвать купца, который исполнял выборную должность "отца города". Немногие купцы удостоены доверия сограждан. Корешев П.Ф. умело употреблял общественный капитал с максимальной пользой. На нужды общества городская дума ежегодно отчисляла определенную сумму, выплачивала дотации и делала распоряжения в пользу неимущих сограждан. Делом чести каждого состоятельного человека считалось участие в деятельности сарапульского Благотворительного общества. Так, собрание общества 9 марта 1891 г. приняло решение организовать приют для детей – сирот. К размещению приюта был приобретен дом купца Корешева П.Ф. По неподтвержденным данным автором проекта был петербургский архитектор. Дом строился пермскими подрядчиками. Похожий на дворец, купеческий дом выделялся роскошной наружной отделкой и двумя венчающими боковыми выступами – эркерами, чешуйчатыми куполами с кованными флюгерами. Во внешнем оформлении его использованы приемы барочной архитектуры 18 века. Образ дома формируется из таких разнохарактерных элементов, как купола с флюгерами, выступающие эркеры; окна обрамленные волютами, и колонны, обвитые гирляндами, картуши с гербами и узорчатые перила. В сопоставлении всего этого, однако, найдена гармоничная соразмерность, что свидетельствует о большом таланте неизвестного архитектора. Декор и архитектурные детали пластичны и упруги по рисунку. Планировочное решение особняка определяется соединением функций жилья, магазина и конторы. Отсюда четкое разграничение служебных помещений первого этажа и жилых – второго, а также выделение объема, развивающегося вглубь дворового участка, в котором сосредоточены вспомогательные помещения (кухня, комнаты для прислуги, склады, здесь же черных ход с лестницей в жилые покои второго этажа). Композиционным ядром в планировке второго этажа является большой зал с двумя смежными комнатами – фонарями. Параллельно им развивается коридорная ось. К входу в зал подводит также длинный коридор – переход из дворового объема. Главный элемент фасадного декора – сложное обрамление оконных проемов, включающее полуколонны, фронтоны с волютами, раковинами и гирляндами, картуши, размещенные под фронтонами. В целом композиция главного фасада построена на выявлении пластичности всех, входящих в нее элементов, детально проработанных по рисунку и точно передающих стилистику барокко. Также пластично решен лепной декор интерьеров (цветочные гирлянды, обрамляющие потолки, и плафоны), имеющий яркое цветовое решение. К декоративным деталям интерьеров следует отнести изразцовую облицовку печей с расписными керамическими панно, рисунок филенчатых дверей и дверных ручек. До 1945 г. в доме располагался горисполком. Потом особняк был отдан под дворец детского творчества. Проведены реставрационные работы. С 2011 года в распоряжении городской службы ЗАГС в качестве Дворца бракосочетаний.


Воскресенская церковь (1817г.)

   

ул. Гоголя 1А

Воскресенская кладбищенская церковь построена в 1817 году на средства сарапульских купцов Григория и Федора Ижболдиных. Здание церкви каменное с одним престолом, освещен в честь Воскресения Христова, позднее был освящен второй престол во имя Святой Равноапостольской Великой княгини Ольги. До 1894 года церковь являлась приписанной к Вознесенскому собору. По указу Святого Синода от 22 июня 1894 года у церкви открыт самостоятельный приход. К приходу церкви относились жители города Сарапула. Церковь, ранее расположенная в зелени кладбища (ныне ликвидировано), имеет в плане форму удлиненного креста, северная и южная ветви которого округлены и образуют приделы, а восточная, также полукруглая, служит алтарем. Над средокрестием возведен низкий полусферический купол, лишенный барабана и увенчанный восьмериком с главкой. Окна арочные, заключены в легкие прямоугольные обрамления, с запада, над входом поставлена колокольня представляющая собою цилиндрический объем со шпилем, прорезанный внизу круглыми окнами – медальонами, а выше – сквозными арочными пролетами, в простенках между которыми – спаренные рустованные пилястры. В интерьере храма главный иконостас, относящийся к 1-й половине 19 века деревянный, позолоченный, двухъярусный, расчлененный пышными коринфскими колоннами. Над царскими вратами, покрытыми орнаментальной резьбой с живописными вставками – "резное сияние". Верхний ярус имеет сложные очертания завершения, создаваемые мотивом волют и фигурами херувимов. В центре – изображение Воскресения Христова, увенчанное короной. Иконостас северного придела – также двухъярусный, с коринфскими колоннами, но оформлен более сдержанно. Иконы в обоих иконостасах выполнены в традициях русской академической школы. Кроме того, в церкви хранится ряд икон 18 – 19 веков, перенесенных их других храмов города. Убранство интерьера составляют также настенные картины, написанные в недавнее время масляными красами, бронзовое паникадило, многочисленные подсвечники, полы из керамических плиток. Автор проекта пока не установлен. Церковь, построенная в формах раннего классицизма, отличается оригинальностью планировочного решения. В 1995 г. Церковь Воскресения Христова включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №176.


Дом купца Смагина   Архитектор Чарушин И.А. (1910-е годы)

ул.Первомайская, 18

Смагин Н.В. был известным сарапульским купцом, имел кожевенные заводы и торговую фирму. Нажил большие капиталы. В городе, в начале 20 века, разбогатевшие удачливые коммерсанты строили для своих семей необычные, не похожие друг на друга дома. Такие шедевры зодчества служили своеобразной рекламой успехов в коммерции. Смагин Н.В.был городским головой, известным всем в городе. Он начал строительство особняка по проекту Чарушина И.А., в стиле модерн. Очень сложный был задуман план дома с необычными объемами, крупными формами. Выстроенный дом получился действительно оригинальным. Это высокое и большое каменное сооружение. Особенность застройки – асимметричность и причудливость силуэта. Главный вход смещен и представляет из себя выступающую башню, необычна и конфигурация крыши над башней, она напоминает усеченный шатер. Крыша над домом имеет непривычную форму, над каждым слуховым окном свой силуэт. Необычен также каменный балкон без металлической решетки с закругляющимися углами и основанием. Над балконом навес-козырек. С правой стороны дома, естественным его продолжением, являются две большие веранды на каменных опорах и с каменной балюстрадой. Окна дома различной ширины и не имеют наличников. Есть одно круглое окно – роза. На стене дома, по фасаду, виден орнамент лепной отделки, где были растительные мотивы. К дому примыкал большой сад, двор и различные хозяйственные постройки (склады, амбары, погреба, чуланы, конюшня, кухня, прачечная и др.) Внутри дома, на первом этаже, просторный вестибюль, пол выложен орнаментом из черных и белых плиток. Балюстрада с перилами и решеткой из металлических прутьев. Далее начинается двухмаршевая лестница, ведущая на второй этаж. Металлические перила с простым рисунком переплета, ранее были хромированные, а ныне покрыты масляной краской. Ступени лестницы каменные. Пол вестибюля на втором этаже, а также полы на двух верандах также покрыты черно-белыми плитками, выложенными разным узором с орнаментом. Произошла перепланировка внутри здания. Прорублены новые двери и заложены старые. Большие комнаты и залы поделили на отдельные маленькие служебные кабинеты. В прихожей виднеются также капители и скульптурные украшения карниза. Когда-то все комнаты, кабинеты, гостиная, зал, столовая, спальные комнаты были просторные, сейчас их площадь уменьшилась из-за перегородок. Окна большие и заслуга новых хозяев дома в том, что они сумели сохранить еще те первые рамы, те высококачественные тонкие, но прочные стекла, и даже прежние ручки для открывания окон. Пол в комнатах был из набойного деревянного паркета, выложенного рисунком. Сейчас же он закрыт линолеумом. В бывшей гостиной самый красивый и сложный лепной узор на потолке по углам и розетка для люстры. До сих пор сохранилось старинное зеркало бывших хозяев с толстым стеклом и гранями по краю и в деревянной раме. На первом этаже размещалась кухня, комнатки для прислуги. Также были кабинеты для приема посетителей по делам коммерции. В доме был водопровод и канализация, были ванные комнаты. Также было проведено электричество и телефон. Все эти блага жизни были доступны только самым богатым горожанам. После революции 1917 года в этом здании размещались – ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, Милиция, ГИБДД. Бывшие друзья, знакомые Смагиных и деловые люди раньше посещали хлебосольных хозяев, как гости. А после революции им пришлось побывать здесь уже в качестве подследственных, обвиняемых, отвечать на вопросы с пристрастием, когда их грозили поставить к стенке и расстрелять. Здание считается одним из известных архитектурных памятников. К чести послереволюционных владельцев-арендаторов дом находится в хорошем состоянии.


Дача Башенина Архитектор Трубников П.А. (1909 г.)

   

ул.Достоевского, 60

Дача Башенина, городского головы города Сарапула, расположенная вдали от берега, на возвышенной и поросшей соснами окраине, выстроенное в стиле модерн из камня, причудливое здание с башней, удачно имитировало деревянную "дачную" архитектуры столичных пригородов. Каменная дача не разделила печальной участи богатых дач, стоявших с ней по соседству или перевезенных в советское время из более отдаленных уголков уезда. Благодаря настойчивости сотрудников Сарапульского Музея истории и культуры Среднего Прикамья, Дача Башенина стала его филиалом, здесь разместился художественно-выставочный комплекс. Музей обладает редкостной коллекцией живописи, особенно начала 20 века. Для настоящих ценителей, может стать откровением достаточно широко представленное в музейной коллекции творчество братьев Сведомских, которые учились рисунку и живописи в Дюссельдорфской академии художеств, затем работали в Риме, являлись членами Петербургского общества художников. Работали на религиозные и исторические темы. По сведениям историков и краеведов автором дачи является ярославский архитектор Трубников П.А., который также спроектировал для города водонапорную башню и водокачку на берегу Камы. Дачный район представляет собой выгороженный участок леса, в котором разбиты цветники, проложены аллеи и посажены деревья разных пород. Дома размещены в пространстве дачной зоны свободно, каждый из них отмечается своеобразным композиционным решением. Дача Башенина выделяется среди них размерами, капитальностью строения, принадлежностью к архитектуре модерна. Композиция дачи характеризуется расчлененностью объема, свободным асимметричным планом и динамичным силуэтом. Основной объем с башней, поставленный на высоком цоколе окружен открытыми террасами с плавными полукружиями выступов в пространство, выгороженного участка и лестницами. В участке зеленой зоны разбиты цветники, проложены дорожки. По оси главного входа поставлен фонтан. Объемно-пространственное решение дома пластически обогащено введением в его архитектуру разнообразных балконов, веранд, эркера, высокой кровли с резным коньком, придающих своеобразие каждому композиционному фрагменту. Комнаты первого этажа сообщаются через вестибюль и связаны между собой коридором. Дача Башенина выстроена из кирпича, имеет массивный цокольный этаж. Кирпичная кладка закрыта дощатой оштукатуренной обшивкой. В кирпичную конструкцию включены многочисленные пристрои веранд, балконов и эркера, а также деревянные перекрытия. Дачный район в настоящее время входит в планировочную структуру современного города, образовав в ней парковую зону и зону лечебно-оздоровительных учреждений.




Городище Кладовая Веретия III-V вв.н.э.


1-ая Дачная ул., территория парка Ленина

Единственный археологический памятник федерального значения на территории Сарапула находится на западной окраине Ленинского парка, бывшего Шаровского сада. Здесь, на оконечности высокого мыса, выходящего к пойме реки Большая Сарапулка в 3-5 вв. н.э. располагалась небольшая крепость, своеобразное убежище для местных племен финно-угорского происхождения. Предки современных удмуртов выстроили здесь в лесной глуши оборонительное сооружение на случай военной опасности, само же население проживало в небольших поселках поблизости от речки Сарапулки, сами поселки не найдены, большинство, вероятно, разрушено при городском строительстве. Небольшая, треугольная по форме, площадка была защищена с северо-восточной стороны земляной насыпью – валом высотой до 2,5 м. Когда-то по периметру городища шел бревенчатый частокол, за стенами которого стояло несколько бревенчатых домов, служивших убежищем для жителей. В настоящий момент видны только остатки расплывшегося от времени вала, само городище поросло вековыми соснами. Название этому городищу дало русское население в 18 веке, веретия или веретья обозначает возвышенное, примечательное место, кладовой ее назвали так, потому что считалось, что здесь зарыты клады. Некоторые сарапульские жители безуспешно пытались найти клад, до сих пор на поверхности городища видны заросшие ямы от этих кладоискательских поисков.

Дата изменения: 09.04.2015 21:40

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики
  • Бюджет для граждан
  • Администрация МО Сарапульский район
  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РОСТРУДА «РАБОТА В РОССИИ» И «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» ОТКРЫВАЮТ УНИКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
  • Стандарт развития конкуренции
  • Скажи нет зарплате в конверте
  • Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
  • Горячая линия по сбору информации по ценовой ситуации на российском рынке
  • Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций
  • Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
  • Сарапульская городская (местная) организация Удмуртской республиканской общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»
  • Сарапульская местная организация Удмуртской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» ВОС
  • Лента Времени