Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 8
E-mail: gorsar@sarapul.udmr.ru
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

Модернизация содержания и повышение эффективности сферы управления городской культурой (на примере г. Сарапула)

Как жители города с богатой историей и традициями, мы рады возможности в ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ вынести на публичное обсуждение темы и направления, которыми живем, и которые нас волнуют. И очень надеемся, что благодаря нашей с вами совместной работе, определенные вопросы получат свое новое развитие.

Несколько слов об истории. Время, как известно, не стоит на месте. Исторические картины меняют друг друга, принося на крыльях ветра перемен многочисленные явления, события и имена. Самые знаковые из них остаются в человеческой памяти как эпохи, по ним, независимо от «давности столетий», потомки сверяют «день сегодняшний». Их, изучают, наделяют собственными именами и в зависимости от результатов с точки зрения общечеловеческой пользы – принимают меры для недопущения повторения или напротив, делают примером к подражанию. Настоящей эпохой и символом «на все времена» стала Победа России в Отечественной войне 1812-го года, как пример истинного служения своему народу и стране, массового героизма в борьбе за свободу Родины, верности долгу, самоотверженности и искренности. Это событие показало миру крепость русского характера и русского оружия, военного гения и народную соборность в достижении победы над неприятелем. А Бородино стало символом подвига и жертвенности. О масштабности и значимости великой Победы 1812 года говорят многочисленные исторические знаки, которые россияне бережно сохраняют вот уже два столетия не только в местах непосредственного ведения военных действий, но и далеко за их пределами. И это вполне объяснимо – предметом особой значимости любой территории являются имена участников тех далеких событий, народных ополченцев, сведения о делах на общее благо. Ярчайшим периодом многовековой истории Сарапула стал конец 18-го – начало 19-го веков, отмеченный активным градостроительством уездного купеческого центра, установлением традиций православного предпринимательства, развитием народного образования. В этот период взошла звезда Дурова А.В. и его легендарной дочери, кавалерист-девицы  Дуровой Н.А., первой в России женщины-офицера, Георгиевского кавалера, участницы Отечественной войны 1812-го года. Хорошие примеры придают энергию и оптимизм. Тема сегодняшнего форума была продиктована исключительно желанием совершенствования социального климата, стремлением мощный ресурс культуры, которым мы по роду своей профессиональной деятельности обладаем, еще больше активизировать на службу нашим со-гражданам!

Не поддается сомнению, что жизнь человека одного – бессмысленна и невозможна, а «общее житие» – безусловная необходимость и предопределяет некие общественные договоренности. Их высшей формой, как известно, является гражданский договор, который, в свою очередь – есть абсолютный факт культуры и показатель развитости человеческих отношений. Определенная (и довольно значительная) роль в выстраивании гражданских отношений отводится сфере культуры, как базису – с точки зрения передачи культурных традиций, как инструменту – с точки зрения способов воздействия, как средству и т.д., ряд может быть далеко продолжен. Современное государственное управление в нашей стране осуществляется на трех уровнях власти, из которых самым близким к конкретному человеку является уровень местного самоуправления.

Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране, наряду с интересами личности и интересами государства, признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы – те, которые связаны с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а в качестве равноправных им. Сфера культуры муниципального уровня, наряду и на равных правах с другими сферами жизнедеятельности территории, несет полную ответственность за успех реализации политики местного самоуправления и должна обеспечить исполнение профильных задач и быть состоятельным в ответах на исторические вызовы и возникающие общественные запросы. В связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», перед сферой культуры г.Сарапула, был поставлен ряд задач по осуществлению перехода на новые принципы развития, повышения эффективности бюджетных расходов, созданию оптимальной и модернизированной сети учреждений, способных максимально обеспечить реализацию полномочий муниципального образования по вопросам культуры. Практика работы г.Сарапула по пилотному этапу реформирования в 2005 – 2007 была представлена республиканскому сообществу работников культуры в апреле 2007г. на Коллегии Министерства культуры Удмуртской Республики. Последовательное развитие государства и его основные ориентиры на создание условий, обеспечивающих доступность социальных услуг населению и значительное повышение их качества, предопределило проведение очередных мероприятий реформы местного самоуправления, административного и бюджетного сектора.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" стал ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению бюджетных расходов и обусловил проведение мероприятий по переходу от управления затратами к управлению результатами. До принятия этого закона органы местного самоуправления, как правило, осуществляли содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. Основанием для сметного финансирования становились объемы, которые определялись от фактически сложившихся расходов, без увязки с целевыми показателями деятельности конкретного учреждения. Методика расчета по определению объемных показателей основной деятельности учреждения, как правило, основывалась на подходах, определенных еще в «советский период», где главным показателем являлась численность населения. Значительным недостатком такого «финансирования по факту существования» было отсутствие механизмов корректировки бюджета (и других ресурсов) в зависимости от результатов работы – в сторону увеличения при высоких показателях и снижения при неисполнении (или некачественном исполнении) задач. Кроме того, многие бюджетные учреждения получали доходы от приносящей доход деятельности, которая в некоторых случаях осуществлялась в ущерб основной деятельности учреждений.

Современные подходы к государственному управлению потребовали изменений условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных учреждений. В меняющемся мире муниципальная сфера культуры не может оставаться статичной. При сохранении положительного традиционализма, требуется быстрое реагирование на проявляемые потребности общества. Мобильность способствует гражданскому диалогу и положительно сказывается на общем развитии муниципального образования. Новые условия развития муниципальных учреждений предусматривают стимулы к оптимизации и повышению эффективности деятельности. Право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов от этой деятельности в распоряжение учреждений и расширение прав бюджетных и автономных учреждений по распоряжению частью находящегося у них на праве оперативного управления имущества предполагает более интенсивное и инновационное развитие культурного обслуживания населения в соответствии с потребностями современного человека и гражданина. При этом, вызовы современности и растущие вместе с ростом гражданского общества инициативы, стимулируют проявления культурной активности населения в новых направлениях и секторах социальной практики. На новый уровень культурного диалога с самыми широкими слоями общества выходит национально-культурное движение и работа национально-культурных обществ, любительских объединений историко-культурной и гражданско-патриотической направленности, других социально-культурных групп интересов, которые недавнего времени значительно меньше проявляли себя в поле культуры.

Способом решения появившихся задач для Сарапула стало внедрение новых направлений в сферу культуры и создания функциональных структур нового типа:

- Центр развития культуры

- Экспертно-консультационный центр «Наследие Сарапула»

- Центр возрождения и развития национальных культур.

Концентрация ресурсов на достижение конкретной цели позволили оптимизировать и минимизировать затраты, повысить эффективность и качество проводимых мероприятий. Роль органа управления культурой определяется созданием системы взаимодействия, способной обеспечить условия саморазвития, партнерства, социального сектора, а также достижения социально-экономической эффективности. Управление организационное сопровождение работы сферы, определение функций и основных параметров муниципального задания учреждениям, мониторинг и анализ деятельности. Принять объективное решение в отношении учреждения или проекта помогают критерии оценки деятельности. Непосредственная оценка деятельности учреждений культуры – задача нетривиальная и требующая объективных параметров. Однако в культуре, как известно, выведение таких параметров, затруднено. Общественные блага на то и общественные, что для них не существует «естественных рыночных» показателей. На практике - это комплекс разных вариантов, основным из которых является контакт с потребителем, основанный на свободе выбора и достижении пользы. Главное предназначение учреждений культуры – это создание общественно-полезных благ. Такие учреждения и создаваемые ими культурные продукты необходимы всем, потому что именно им обществом делегированы задачи сохранения, развития и трансляции лучших образцов культуры во всем многообразии ее проявления, по которым многие поколения смогут идентифицировать себя в социуме. Исполнение поставленных задач требует специальной подготовки кадрового состава исполнителей, особой инфраструктуры и условий. Содержание объектов культуры, поддержание ее ресурсной базы, затраты на непосредственную подготовку и демонстрацию услуги достаточно дороги, а по определенным направлениям, как например, по формированию мировоззренческой позиции отношения к феноменам истины, добра и красоты – вообще не поддаются ценовому определению. Все это прямым следствием отражается на стоимости производимых учреждениями культуры услуг. Учитывая, что результат от пользования услугами культуры как правило, носит отложенный во времени характер, «продать» их трудно. В потенциальной аудитории потребителей слишком мала часть, способная реально определить ценностные характеристики культуры и обладающая возможностями их оплаты (возмещения или вознаграждения). По этим же причинам бизнес редко работает в секторе культурно-просветительского и культурно-воспитательного направления, предпочитая сферу шоу и досуговой деятельности. Рассматривая фактическую ситуацию, с одной стороны, и осознавая значимость услуг учреждений сферы культуры, с другой, государство – в нашем случае муниципалитет – берет на себя ответственность по воспроизводству определенного необходимого объема услуг за счет бюджетных средств. И вопрос бюджетного финансирования учреждений напрямую увязывается с оценкой эффективности их работы, а также общественным реноме.

Территории и отдельные организации с каждым днем все сильнее конкурируют за посетителей и ресурсы. В борьбе за бюджет сфере культуры бывает сложно отстаивать свои позиции: результаты деятельности видны не сразу, а количественные показатели из отчетов о проведении мероприятий не показывают, какую информацию и в каком объеме усвоили посетители. Сообщество работников культуры уже давно пришло к выводу, что истинный эффект от деятельности учреждений культуры невозможно измерить количеством проведенных мероприятий и финансовыми показателями. Приблизить к реальной оценке, насколько это вообще возможно по отношению к продуктам культуры, позволит внедрение качественных критериев оценки и понимание, что культура делает и может делать для конкретной территории и местного сообщества. Коэффициент полезного действия муниципального учреждения культуры во многом будет определяться культурным (символическим) эффектом – долей человеческого внимания, которое оно к себе притягивает, и трансформациями личности и общества в целом. Прирост этих ресурсов, как следствие – стабильное финансовое положение учреждения, позволяющее ему идти по пути развития, принесут искомое потребительское удовлетворение и культурный эффект.

Многолетнее недофинансирование сферы культуры сказалось на ее сегодняшнем положении. Сократить имеющиеся издержки можно только за счет эффективного управления всем комплексом ресурсов культуры и грамотного определения необходимых объемов услуг. Хорошим критерием здесь становится такой показатель как привлеченное (абсорбированное) внимание. Сумеет учреждение добиться человеческого внимания, эффективно управляет имуществом, оперативно реагирует на социальную ситуацию, предлагает уникальные услуги – может рассчитывать на монетизацию внимания, т.е. получения адекватного муниципального задания и бюджетного финансирования на его обеспечение.

Уважаемые участники форума! Отдельные направления работы сферы культуры г.Сарапула, которые кажутся нам наиболее важными и нормативно-распорядительные документы по этим направлениям, мы оформили в виде сборников материалов, которые с удовольствием вручим вам по окончанию заседания. В них вы найдете информацию об особенностях ведения бухгалтерского учета. В настоящее время часть муниципальных учреждений культуры ведет бухгалтерский учет самостоятельно, другие – через централизованные бухгалтерии, организуемые учредителем. При любом варианте бухгалтерия остается сложным участком, по организации деятельности которого возникает значительное число вопросов. А новая бюджетная политика, в условиях которой органы управления культурой организует работу с подведомственными учреждениями, требует корректировки определенных документов и практических действий. Управлением культуры и молодежной политики г.Сарапула был проанализирован ряд положений и проведены мероприятия, которые в существующих обстоятельствах и местных условиях позволяют осуществлять бухгалтерский учет подведомственной сферы, своевременно и в достаточном объеме реализовывать задачи реформирования сектора. Нам надо чаще встречаться, поддерживать друг друга, помогать друг другу. Как говорит президент российской муниципальной академии, д.э. наук, Владимир Борисович Зотов – один ученый или опытный практик – это много, но если такие люди объединяются, то они образуют мощный, полезный для каждого потенциал. Мы надеемся, что наши общие наработки в сфере культуры не останутся артефактами ушедшей эпохи, а станут реальной основой для наших общих практических дел на благо наших близких, наших территорий, Удмуртии и России!