« Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». (Демокрит)
В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 399 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед образованием поставлена принципиально новая задача – «увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5-18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 – 75%» предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет ассигнований федерального бюджета. То есть система дополнительного образования должна расширяться, увеличиваться, охватывать все большее количество детей.
В настоящее время в Российской Федерации ДШИ охватывают своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. В Удмуртской Республике дополнительным образованием в сфере искусства занято – (сведения на начало 2013 г.) 14895 чел - »10 %. В городе Сарапуле в школах искусств - учатся 821 учащийся на бюджетных отделениях (всего в Сарапуле 9467 учащийся) - в процентном соотношении это - на бюджете 8% с внебюджетом 13% учащихся.
На сегодняшний день существующая правовая база позволяет ДШИ:
1) реализовывать дополнительные общеобразовательные программы;
2) реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, приобретения ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств;
3) самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности (для предпрофессиональных программ – на базе ФГТ).
Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:
- Преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусств в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.
В перспективе предполагается реализация дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ (далее общеразвивающие). Общеразвивающие программы должны постепенно заменить существующие дополнительные общеобразовательные программы.
Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется - меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки/компетенции помогут ему при решении встающих перед ним задач.
Цель ДШИ - с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
В настоящее время завершается разработка Муниципальной программы г. Сарапула «Развитие образования и воспитания на 2015- 2019 годы».
В ракурсе этих документов мне бы хотелось рассмотреть модель школы искусств как ресурсный центр развития дополнительного образования.
В настоящий момент можно сказать, что школы искусств города прошли критическую отметку своего развития.
Сформирована солидная нормативная база, изменения, внесенные в законодательство, вернули школам искусств, в том числе и – «предпрофессиональное образование».
В результате деятельности по обновлению содержания дополнительного образования увеличилось количество программ реализующихся в ДШИ города в соответствии с потребностями горожан.
Содержание и направленность этих программ создают условия для сохранения существующих традиций в системе художественного образования, а также ранее профессиональное самоопределение обучающихся по этим программам. Отсюда вытекает решение задачи активизации педагогического потенциала, создание новых методик обучения, внедрение педагогических социокультурных проектов в городскую среду.
Что сделано в прошедших 2012 – 2013 годах:
В школах искусств города работают 79 преподавателей. Реализуют педагогическую деятельность по 15 специализациям. За прошедший год повысили квалификацию 30 преподавателей 41%. В конкурсах педагогического мастерства (в 2013 году их было 3 - 2 Республиканских, 1 – Всероссийский) приняло участие 39 человек. Дипломы победителей 9 методических работ. Впервые в Удмуртской Республике проводился конкурс ДШИ. По итогам конкурс ДШИ № 1 стала победителем в номинации «Лучшая школа искусств среди городов Республики». Создано 64 программы; 3 методических сборника. Всего на пополнение информационно-методических фондов потрачено около 23,0 тыс.руб. Проведено 3 мастер – класса 4 обучающих семинара для преподавателей по классу аккордеона и гитары.
В 2013 году школы искусств реализовали четыре образовательных проекта:
Конкурсы юных исполнителей
«Дети Удмуртии – будущее России» ДШИ № 1
«Виртуозы Прикамья» ДШИ № 2
Конкурсы художественного детского творчества
«Сарапул – купеческий город» ДШИ № 3
«Земля – наш общий дом» ДШИ № 3
Проведено значительное количество просветительских проектов
Музыкальные:
«Волшебный мир искусства» ДШИ № 1
Юбилейные программы коллективов и отделенийДШИ № 1
«Детская филармония» ДШИ № 1
тематические программы ДШИ № 2
«Декабрьские вечера» ДШИ № 2
«От Чайковского до джаза» ДШИ № 1, ДШИ № 2
Художественные:
Выставки учащихся - выпускников, преподавателей, художников города ДШИ № 3
Данные просветительские проекты реализуются для аудитории дошкольных учреждений школ города, студентов и взрослого населения города.
Всего охвачено – 10 учреждений общего образования, 18 дошкольных учреждений, 2 средне-специальных образовательных учреждения.
Система воспитания и образования сформированная в ДШИ позволяет реализовать детям и подросткам свои способности: «Не только становиться победителями различных конкурсов, участвовать в исследовательских проектах, но и самоопределиться в выборе дальнейших профессий. По проведенному анализу из 338 выпускников школ искусств за последние три года - 44 продолжили обучение по профессии.
Ценностью и целью педагогической деятельности ДШИ является личность ребенка и преподавателя с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школах направлен на создание для каждого учащегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка.
Более 150 учащихся являются участниками городских проектов и объединений по интересам. Выпускники школ – реализуют свои навыки и знания, полученные в детских школах искусств в качестве солистов студенческих хоров, инструментальных, вокальных ансамблей, становятся участниками корпоративных фестивалей, концертов мед. работников в городах Сарапула Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Ижевске, Краснодаре и других городах России.
Подводя итоги вышесказанному
Ресурсы ДШИ города:
1) Сформирована нормативно-правовая база для освоения программ дополнительного образования (15 специализаций)
2) Работает достаточно квалифицированный педагогический состав.
3) Налажено убедительное и долговременное сотрудничество с ДОУ, общеобразовательными учреждениями.
4) Представлен качественный уровень концертных, музыкальных проектов.
Инновации:
Проблемы:
В существующей деятельности ДШИ можно выделить несколько направлений, которые требуют корректировки и модернизации:
- отсутствует централизованное управление системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами Федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ;
- отсутствуют сроки перехода с существующей дополнительной образовательной программы на предпрофессиональные и общеразвивающие, что затрудняет обеспечить реализацию двух направлений централизованно и перейти на новую – более эффективную модель образования;
- утрачены творческие и методические связи между ДШИ, средними и высшими учебными заведениями;
- отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения;
- отсутствует унифицированная классификация оказываемых услуг, что не создает единого пространства для достижения целей, поставленных перед системой ДШИ.
- не созданы условия притока новых кадров в ДШИ, в связи с тем, что статус профессии в системе ниже, чем статус педагогов общего образования (количество часов работы за ставку в ДШИ выше, чем в системе общеобразовательных школ)
Педагогические коллективы школ надеются, что Концепция развития ДШИ в Российской Федерации, в которой обозначены направления государственного регулирования существующих проблем не будет пробуксовывать, и станет в ближайшее время главным базисным документом, открывающим дорогу для дальнейшего развития школ искусств. А развитая система ДШИ будет формировать у подрастающего поколения художественное мышление, воспитывать эстетические чувства, эмоциональную культуру, формировать нравственные идеалы. Все это, несомненно, положительно скажется на формировании у подрастающего поколения творческой активности и его дальнейшем гармоничном существовании в обществе.
Елизарьева Л.С., директор МБОУ ДОД «Детской школы искусств №1»,
руководитель Центра дополнительного образования г.Сарапула