Вопросы организации и осуществления мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории г.Сарапула регулируются федеральным и региональным законодательством, Уставом города.
Исполнительно-распорядительные полномочия отражены в Положении об Администрации г.Сарапула и ее структурных подразделений, и обеспечивают взаимодействие с государственными и иными организационно-правовыми структурами, осуществляющими деятельность по комплексу охраны культурно-исторического наследия.
В разные годы по направлению принимались профильные документы.
В 2002-м году Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия Дмитрия Сергеевича Лихачева с целью формирования нового стратегического направления развития города, связанного с сохранением и использованием историко-культурного наследия и развитием туризма, была разработана «Концепция сохранения и использования историко-культурного наследия исторического города Сарапула».
Очередным документом современного периода стала долгосрочная программа «Культурное наследие Сарапула» на 2011-2015 годы, где поставлены довольно масштабные цели по определению условий возрождения и устойчивого культурно-исторического развития исторического города с максимальной опорой на собственные силы и ресурсы, местное самоуправление, участие населения.
Важным элементом Программы является работа с объектами культурного наследия, богатство и уникальность которого, особенно в области архитектуры, сохранившееся к началу XXI века, отражают исторический колорит Сарапула как «города-крепости», «города-купца», уездного центра Вятского наместничества, и, промышленного центра Уральского региона. На начало 2012 года на территории муниципального образования «Город Сарапул» по уточненным данным находится 6 памятников федерального значения, 61 памятник регионального значения, более 100 памятников, обладающих признаками объектов культурного наследия. Предметом безусловной гордости является ансамблевая застройка центральной части города, расположенной на берегу живописной судоходной реки Камы, дачная усадебная застройка и наличие большого количества памятников архитектуры стиля модерн.
Объекты федерального значения – Дом Корешева, Пожарная каланча, Дача Башенина, имеют достаточно полный объем необходимой документации для внесения в Единый государственный реестр ОКН. Недостаточно материалов по таким памятникам как Воскресенская церковь и Дом Смагина (часть документов находится в стадии оформления), практически отсутствует документация по федеральному памятнику археологии – городищу Кладовая Веретия. Многие объекты культурного наследия регионального значения в настоящий момент имеют охранные обязательства, составленные в 80-90 годах 20-го века, которые по ряду причин уже не обеспечивают полноту охраны памятников. В связи с принятием федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» начата работа по сбору и оформлению документов для подготовки новых охранных обязательств и внесения информации о региональных памятниках в Единый государственный реестр, в том числе: уточнение форм собственности недвижимого имущества и земельных участков под объектами культурного наследия регионального значения; письменное уведомление собственников (пользователей)таких объектов; их фотофиксация, формирование электронной базы фотоснимков, комплектование архивных и исторических материалов. Группа объектов, обладающие признаками объектов культурного наследия, также имеют устаревшие охранные обязательства. В качестве уточнения, к этой группе относятся такие памятники, которые ранее не были включены в соответствующие перечни. В старой законодательной норме их было принято называть «памятниками местного значения», которые при проведении определенных процедур, подтверждающих их уникальность, могут оказаться даже в федеральном реестре – например, больничный комплекс Курбатова - Колчина. Все такие сарапульские объекты, наряду с федеральными и региональными памятниками вошли в охранную зону нового Генерального плана города, принятого в конце 2009 года. Но в настоящий момент законодательной базы по проведению охранных мероприятий с данной категорией памятников на муниципальном уровне, нет. Для их включения в реестр необходимо пройти процедуру историко-культурной экспертизы, кадастровое и межевое обеспечение, выделение охранных зон каждого памятника. Это проблема типична для всех муниципальных образований, но учитывая наработки Сарапула по историко-культурному комплексу, мы надеемся на большее внимание со стороны Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики, как минимум, в вопросах историко-культурной экспертизы. Реальные действия по разработке условий для сохранения и эффективности использования объектов культурного наследия местного значения (паспортизации, принятию нормативно-правовых документов и др.) также предусмотрены в программе «Культурное наследие Сарапула». Для этих целей на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей истории и культуры среднего Прикамья» организован экспертно-консультационный центр «Наследие Сарапула». Соответствующие корректировки внесены в Устав и муниципальное задание. На 01 мая 2012 года проведена дополнительная сверка и документарная инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории муниципального образования «Город Сарапул». По результатам составлен их общий список, в котором максимально учтены все существующие городские памятные объекты и знаки, проведен анализ по группам и видам, отражены сведения о собственниках (пользователях) и состоянии объектов.
В настоящее время часть памятников, в особенности историко-мемориальных, закреплено за различными муниципальными организациями. Принято положение о создании комиссии по сохранению объектов культурного наследия и об утверждении перечня объектов культурного наследия, закрепленных на учреждениями г.Сарапула. Проходит процедуру согласования «Порядок установки и содержания мемориальных объектов на территории муниципального образования «город Сарапул». Следующим этапом работы по направлению станет выработка механизмов для закрепления и содержания существующих мемориальных комплексов и появившихся в последние годы (в том числе, военно-мемориальных – сквер на Набережной Камы, Площадь Мужества и других). Поддержание архитектурных памятников требует достаточно много финансовых и хозяйственных усилий. Успех решения этих проблем в консолидации средств из бюджетов разных уровней, участии бизнеса и частных организаций. К таким результатам можно отнести завершение реставрационных работ на памятнике федерального значения - Доме Корешева – Дворце бракосочетаний с уникальными интерьерами. Активно ведутся строительные и реставрационные работы на одном из старейших храмов Удмуртии – Покровской церкви конца 18 века, восстановление Дома Дедюхина, где до недавнего времени находилась городская поликлиника №1, в здании женской гимназии – школа № 15. Памятник промышленной архитектуры начала 20 века – водонасосная станция на берегу реки Камы восстанавливается усилиями частного бизнеса, в 2012-м году работы близятся к завершению. В 2011 году, объявленном годом благоустройства, были проведены работы на памятнике – доме Мощевитина, где в годы Великой Отечественной войны располагался военкомат, Лечебнице с родильным отделением имени У.С.Курбатова (ныне 3 городская больница), магазине Ижболдина (магазин «Оникс»), памятнике деревянного зодчества – дом купца Гнидина на улице Советской.
Развитие данного направления будет продолжено. В настоящее время детально отрабатывается пакет документов по возможному участию г.Сарапула в федеральной программе «Культура России». По этой программе в разные годы проводились реставрационно-восстановительные мероприятия на Даче Башенина, Пожарном депо с каланчой, дому Смагина, проектно-изыскательские работы по Воскресенской церкви. Все перечисленные объекты остаются в зоне особого внимания по подготовке документов на участие в российской целевой программе.
Дополнительно в программу «Культура России» формируются тринадцать предпроектных заявок по поддержке современного искусства и народного творчества, внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, сохранению культурного наследия, участию России в международном культурном процессе, по инвестициям в сферу культуры и развитию материально-технической базы. Общая заявочная сумма более 21- го миллиона рублей.
Кроме того, в рамках проекта планировки и благоустройства центральной части города и на основании Плана по празднованию в Удмуртии 1150-летия российской государственности, 200-летия победы в войне 1812 года и года оружейной славы, в 2012-м году будут проведены работы по реконструкции стелы на месте усадьбы семьи Дуровой Н.А. Необходимо также отметить, что предложения г.Сарапула в рамках Года истории были поддержаны Правительством республики. И в соответствии с вышеназванным Планом выделены средства в сумме 550 тысяч рублей на оформление музейной экспозиции, издание альманаха для детей «1812: живые страницы сарапульской истории», проведение в сентябре фестивальных мероприятий и республиканской научно-практической конференции под общим названием «Город НАДЕЖДЫ».
Группой отдельного внимания являются историко-мемориальные объекты, посвященные отдельным историческим личностям и связанные с событиями Великой Отечественной войны. Ежегодно в апреле-мае проводится мониторинг их состояния с фотофиксацией. По выявленным замечаниям проводится комплекс работ поддержанию памятников и благоустройству территорий. Достигнута определенная системность в работе по согласованию размещения новых мемориальных досок, посвященных Великой Отечественной войне. По запросам и в рамках компетенции предоставляются экспертные консультации (в среднем за год более 200), осуществляется мониторинг в процессе ремонтных и благоустроительных работ на отдельных объектах и в охранных территориях.
Совместно с Управлением архитектуры и градостроительства, Управлением благоустройства, на 2011 – 2012 годы подготовлены предложения по сохранению культурного наследия на 18 объектов, мероприятия по благоустройству туристических маршрутов и «Музейного квартала». Этот наш проект, как реальный вариант комплексного представления культурного наследия Сарапула в условиях ограниченной территории, был представлен на майском республиканском инвестиционном форуме и есть надежда на то, что получит поддержку в сумме 1,5 миллиона рублей (при общем республиканском фонде – 10 миллионов рублей). Отдельным и важным направлением является работа по популяризации городских памятников истории и культуры. Это митинги и памятные мероприятия у объектов, памятные акции, официальные церемонии. Значительной информационной поддержкой в направлении охраны и сохранения объектов культурного наследия стало издание краеведческой литературы, научно-популярных сборников, проведение олимпиад и конференций, активное внедрение краеведения в просветительские проекты и программы. Их близкая цель очень проста – чем больше население знает о существе вопроса, тем больше шансов его убедить не разрушать то, что имеем. Потом, как минимум, вызвать интерес к существующему. А там, из определенной аудитории, могут вырасти очень конструктивные союзники.Большим подспорьем в вопросах сохранения наследия дают результаты работы по историко-культурному просвещению населения через ставшие неотъемлемой частью жизни Сарапула проекты «Память Сарапула», «Земля легенд», активную музейную и библиотечную деятельность, народные экскурсии, исторические субботники, визуализацию исторической информации и другие публичные мероприятия.
Основными проблемами, с которыми мы столкнулись и которые активно обсуждаем на региональном уровне являются:
1. Полнота (в отдельных случаях – отсутствие) сведений по памятникам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. (Зачастую памятник находится в собственности и (или) пользовании нескольких лиц или организаций, например, объект культурного наследия регионального значения – торговые ряды под Собором, ул. Труда, 6 где оперативное управление и в общей долевой собственности у 15 правообладателей).
2. Отсутствие полномочий по оперативному вмешательству на момент нарушения охранных обязательств собственниками или пользователями объектов.
3. Необходимость создания нормативной базы охранной документации муниципального уровня на памятники местного значения или придания данным памятникам статуса объектов культурного наследия регионального значения.
Задачи поставлены серьезные, вопросы поступательно решаются.