Об основных результатах работы сферы культуры и молодежной политики г.Сарапула в 2019 году. Основные направления работы Управления культуры и молодежной политики г.Сарапула и подведомственных муниципальных учреждений культуры, дополнительного образования и молодежной политики г.Сарапула на 2020 год.
Прошедший 2019-й год стал для нашей сферы временем координации базовой работы сферы с ориентирами программы «Культура», национальными проектами и профильными «дорожными картами».
Запрос на перемены, обозначившийся в обществе, коснулся всех направлений, потребовал качественных изменений и темпов, которые должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами.
Исполнение условий, обеспечивающих равный доступ населения города Сарапула к культурным ценностям и услугам сферы, выразились основными показателями, представленными в разных формах и видах.
Наиболее универсальной формой в нашем общении с горожанами, является мероприятие. Разнообразие предложений и тематик позволило организовать мероприятия Года театра в России, Года здоровья в Удмуртии, 440-летие первого письменного упоминания о Сарапуле, юбилеи наших учреждений (120 лет городскому саду имени Пушкина, 110 лет музею и школе искусств № 1, 65 лет ДК «Заря» и 45 лет «Электрону»), памятных дат выдающихся соотечественников (100 лет со дня рождения М.Т. Калашникова, 110 лет со дня рождения Н.В. Мельникова), дат истории и военной истории страны, других важных социальных акцентов социально-экономического развития и Городского календаря мероприятий.
Общее количество мероприятий составило почти пять тысяч, посетителями которых стало более миллиона человек. Таким образом, в среднем в городе ежедневно проходит 13 программ, и 2805 сарапульцев становятся их участниками. Предлагаю посмотреть короткий видеоролик об основных мероприятиях сферы. Фильм по итогам 2019 года
Проведенные мероприятия дали возможность привлечь в сферу дополнительно 45 миллионов 182,1 тысяч рублей, которые позволили обеспечить ряд необходимых мероприятий организационно-творческого порядка основной уставной деятельности.
Выполнение сферой своих обязательств напрямую зависит от финансово-экономической стабильности. Консолидированные доходы составили более 317 миллионов рублей (317 миллионов 217 тысяч 600 рублей), в том числе средства бюджета города более 265 (265 миллионов 6 тысяч 200 рублей), финансирование из бюджетов других уровней составило 7 миллионов 29 тысяч 300 рублей. В заработанных средствах – 37 миллионов 965 тысяч 500 рублей – мы выросли по сравнению с предыдущим годом на 3 миллиона 327 тысяч 600 рублей.
Беспрецедентным достижением стала финансовая поддержка, полученная из городского и регионального бюджетов, и по партийным проектам:
- на переоборудование кинозала в Центральной библиотеке 5 миллионов рублей;
- на театральные проекты 5 миллионов 947 тысяч рублей;
- на проектные работы по ремонту памятника федерального значения «Дача Башенина» почти 6,5 миллионов, и на выполнение отдельных ремонтных работ по «Дому купца Страхова» 1 миллион рублей.
Концентрация ресурсов позволяет решать наиболее острые проблемы.
Уровень средней заработной платы соответствует показателям «дорожной карты».
Показатели достигнуты, в том числе за счет средств от платных услуг, в сумме 12 миллионов 139 тысяч 800 рублей.
Проведен целый ряд мероприятий по улучшению качества деятельности учреждений, вложению средств на безопасность условий труда, охрану объектов, замену оборудования, доступную среду, ремонт, на публичные проекты и информационно-коммуникационные мероприятия. На укрепление материально-технической базы направлено более 11 миллионов рублей, что выше показателя 2018 года на 3,5 миллиона рублей.
Отмечу как реальное достижение сферы, что в каждом учреждении за прошедший год были проведены мероприятия, улучшающие и обновляющие его среду.
За счет внебюджетных источников обеспечены затраты на частичное возмещение расходов по коммунальным платежам в сумме почти 2 миллиона рублей.
А в целом, повышение эффективности и результативности деятельности сферы на основе модернизации, оптимизации бюджетных расходов и иных ресурсов, выразилось увеличением затрат на одного жителя города более чем на 450 рублей и составляет 3292 рубля (в 2018г. – 2838,1 рублей).
Скорость технологических изменений нарастает стремительно.
И только тот, кто реально попадет в эту волну цивилизационных изменений, имеет шанс на сохранение и движение вперед. Думаю, никого не надо убеждать в том, что справиться с новыми, очень сложными социальными и экономическими вызовами можно только развивая себя – социально, технологически и экономически.
На фоне абсолютно этих новых непростых условий, и без того всегда достаточно высокая планка, задаваемая сфере культуры, поднимается еще выше. Так сложилось, и это абсолютный факт, что именно от нашей сферы во многом зависит сохранение, развитие и трансляция традиций и ценностей, обеспечивающих преемственность многовековой отечественной истории. В решении такой серьезной задачи кадровый потенциал является ключевым фактором.
Чтобы выстраивать перспективы, пусть даже самые короткие, важно видеть реально существующую ситуацию. А она по городу Сарапулу выглядит следующим образом.
Штатная численность сферы 650 чел. (штатных – 579 чел.), в том числе работников учреждений культуры – 377 чел. (штатных – 336 чел.), образования –120 чел., молодежной политики – 33 чел., обслуживания – 120 чел.
Показатель работников культуры на 1000 человек населения (население Сарапула – 96 361 человек), ниже среднего по России – 3,5 чел. при показателе 3,7 чел.
Высокий профессионализм многих наших коллег является признанной визитной карточкой Сарапула. Как всегда, на активе, мы благодарим всех наших коллег, отмеченных наградами в прошедшем году.
При активных мерах по повышению квалификации специалистов (это примерно 25% от числа работающих), острота проблемы с кадрами пока не снижается. Только 40% имеют высшее образование, 37% среднее профессиональное.
Важность и серьезность нашей сферы, к компетенциям которой отнесено преобразующее воздействие на общество и каждого его члена, формирование культуры личности, приобщении к культурным ценностям, определяют исключительно высокие требования, предъявляемые к специалистам наших учреждений.
И нам необходимо сделать все возможное для увеличения персонала, имеющего профильное высшее и специальное образование. Успешности такой работы можно добиться, используя широкий спектр предложений по подготовке и переподготовке кадров – в Республике и за ее пределами в высших учебных заведениях и на профкурсах, за счет программ центров занятости, в том числе для специалистов предпенсионного возраста и т.д.
Помочь может привлечение молодежи к работе в учреждениях культуры. А для этого надо активнее укомплектовывать штаты молодыми специалистами, поддерживать их. Брать студентов на практику, проводить профориентационные мероприятия с заинтересованными молодыми людьми, активно участвующими во всех наших значимых проектах. То есть, растить союзников и готовить мотивированную молодую смену.
В этой работе свое место, надеюсь, найдут наши школы искусств и Молодежный центр. По сути, имея такую базу, мы вообще можем ( и должны!) иметь непрерывный профориентационный цикл – школа – целевое направление на учебу – практика – возвращение в учреждения культуры Сарапула.
Три сарапульские школы искусств традиционно дают стабильно хорошие показатели в образовательной деятельности, конкурсных показах достижений наших обучающихся.
Внедрение персонифицированного дополнительного образования детей (в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей») поставило коллективы школ в условия переосмысления целей, миссии и особенностей как центров эстетического развития в широком смысле этого понятия.
Национальный проект «Культура», решая задачи динамичного и современного развития условий для занятий музыкой, живописью, другими видами творчества, предусматривает поддержку в виде оборудования и музыкальных инструментов. Но проблема, как отметил В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию, гораздо шире.
Эффективность системы включает много других факторов – создание надлежащего климата для организации современного учебного и воспитательного процесса, подбор и работу с кадрами, их профессиональный рост, налаженное взаимодействие со всеми субъектами и объектами дополнительного образования. И успешно работать она может только в случае высокой самоорганизации коллектива школы, где социальная роль педагогов дополнительного образования воспринимается как безусловное лидерство в городской культуре.
В качестве новых механизмов, обеспечивающих нужные условия и помогающих придать деятельности качественно новый характер, хорошо зарекомендовала себя проектная работа, получающая грантовую поддержку. К сожалению, положительного опыта в этом направлении, наши школы пока не достигли.
Поводов убедиться в том, что успешность проектной работы заметно меняет современное поле городской культуры, мы имели возможность не единожды. И через проекты отдельных социально-ориентированных некоммерческих организаций, список которых в нашем городе постоянно обновляется, и через совместную работу таких организаций с нашими учреждениями.
Взаимодействие разных по своей природе, но объединенных достижением единых целей групп населения и учреждений, дает хорошие и нужные результаты, работа которых не ограничивается сроками проектов. Социальный и организационный эффект проектов «Сарапул: энциклопедия победителей», «Блиновских чтений», «Литера С», «Бизлимит», «Ремесло без границ», Большого молодежного удмуртского фестиваля, Арт-квартала и других, невозможно переоценить.
Важно, чтоб мы умели рассмотреть свои перспективы и возможности, воспользоваться существующими внешними предложениями. Как, например, у нас это получилось с организацией кинозала. В рамках регионального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» «Централизованная библиотечная система» приняла участие в конкурсе по созданию условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс.чел.
Результат – сарапульцы уже смотрят художественные фильмы на новой площадке, для Библиотечной системы открываются реальные пути к освоению иных форматов.
Считаю, что абсолютно правильно для своего дальнейшего развития, российскими и региональными проектами поддержки театральной деятельности, была выстроена политика Сарапульского драматического театра.
Результаты участия в федеральном партийном проекте «Культура малой Родины» Всероссийской политической партии «Единая Россия» по направлению «Театры малых городов», и последующие мероприятия Года театра в России, позволили решить ряд накопившихся системных проблем. И теперь прекрасный актерский, творческий и материальный, специфически театральный потенциал, позволяют по-новому представлять богатейшие театральные традиции и возможности города. Сегодня мы будем иметь возможность ознакомиться с результатами более подробно через содоклад директора театра, Л.Е. Бовдуй.
А я хочу искренне поблагодарить министра культуры Удмуртской Республики Владимира Михайловича Соловьева, за поддержку сарапульских проектов. Мы примем все меры, чтоб их результативность стала еще заметней уже в самое ближайшее время.
Отдельно хочу выразить слова благодарности Главе города Сарапула Александру Александровичу Ессену, за серьезное внимание к развитию Театра. Впервые за долгие годы состоялась встреча Главы города с театральным сообществом, где поднимались самые насущные вопросы.
Спасибо. Уверен, что профессиональный театр и все иные театральные коллективы, которыми так богат Сарапул, и впредь будут собирать большую зрительскую аудиторию, «совпадут» с современными ожиданиями своих почитателей.
Основные акценты государственной политики ориентированы на российскую молодежь. В Сарапуле – это практически пятая часть населения, активно реагирующая на социальные условия.
Мы видим активность в мероприятиях содержательного досуга, в спортивных и оздоровительных программах, патриотических акциях и образовательных проектах. Восстановлен КВН, популярность набирают интеллектуальные игры, «диктанты», форумы талантливой и инициативной молодежи.
Нашему Молодежному центру мы доверили волонтерское движение. И хочу отметить заметный результат, объединивший школьников, студентов, да и вообще людей разных поколений и возрастов. Это хорошие результаты.
К сожалению, в нашей действительности еще достаточно проблем, недооценка, или несвоевременное принятие мер по которым могут привести к необратимым последствиям. Я имею ввиду имеющие место очень сложные и болевые участки нашей действительности – наркоманию, курение, алкоголизм, преступность.
Противостоять этим социальным бедам нашего времени способно только своевременное принятие комплексных мер профилактики, заинтересованная позиция и непримиримое отношение к правонарушениям и асоциальным явлениям. Убедительно прошу все без исключения коллективы пересмотреть существующие подходы к организации мероприятий «Профилактического календаря». И вместе с Молодежным центром принять необходимые меры по формированию навыков здорового образа жизни, повышения качества профилактической работы.
Примеры, где нам удается быть убедительными в диалоге с молодежью, у нас есть. Налажена работа активов – школьных, студенческих, молодых специалистов. Положительные ориентиры и заинтересованная включенность молодежи в происходящие процессы и реалии жизни, обязательно скажутся на результатах.
Особые возможности Сарапула как перспективной территории с ценными объектами культурного наследия и рекреационными зонами, раскрывающими особенности историко-культурного развития региона и его этнокультуру, региональное нематериальное наследие, активизировало процессы, связанные с развитием исторической среды и туризма. Мы отработали год в условиях переданных полномочий, опорным учреждением определен музей-заповедник. Показатели 2019 года имеют положительные результаты музеефикации городской среды, прирост в общем количестве туристов и полученных от реализации таких услуг средств, создан Туристско-информационный центр.
Органичность достоверных знаний о культурно-историческом наследии Сарапула обеспечили ряд мероприятий продвижения и популяризации города на туристическом рынке Удмуртской Республики, Российской Федерации и за ее пределами. Организовано корпоративное взаимодействие с субъектами развития туризма – туроператорами, организаторами водного туризма, рестораторами, гостиничным бизнесом, производителями сувениров, системами, отвечающими за общее благоустройство и комфортность среды.
Первоочередная задача выражается в разработке, с участием других учреждений сферы, полного цикла туристического продукта для жителей региона и за его пределами, технологических карт, сервисной информации, проработки каналов для обеспечения трансферта, питания, рекламы, информирования и др.
Дальнейший успех напрямую связан с освоением перспективных технологий и вариативности предложений. Карта туристической привлекательности приросла «Музеем – чайной», «музейными мастерскими». На очереди - освоение «Дома Страхова» и «Дома Бодалева».
Мониторинг памятников, значительная экспертно-справочная работа и вовлечение все больших сил в сохранение уникальной городской среды, уверен, будут способствовать повышению привлекательности города для его жителей и гостей. Все количественные и качественные показатели сферы в 2019-м году, выполнены.
Теперь о задачах и перспективах.
Мы обязаны исполнить показатели национальных проектов:
- рост посещения учреждений культуры на 15% до 2024 года;
- увеличение в 5 раз количества обращений к цифровым ресурсам;
- повысить компетенции кадров.
В наших задачах – поступательный рост доходов, позволяющий совершенствовать инфраструктуру учреждений, участвовать в возмещении расходов на коммунальные платежи и заработную плату. Конкурентоспособность сферы напрямую зависит:
- от исключения неэффективных расходов всех без исключения ресурсов (трудовых, финансовых, материальных, энергетических и др.);
- совершенствования системы оплаты труда, формирования «доступной среды»;
- повышения качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, соблюдения принципа открытости.
Модернизация кадровых, финансовых и организационных условий, ребрендинг, привлечение новых технологий и информатизация – вот те основные векторы, которые позволят сфере стабильно развиваться.
Наступивший 2020 год мы вместе со всей страной проведем как Год Памяти и Славы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,
Отметим 100 лет Государственности Удмуртии и 180 лет со дня рождения П.И. Чайковскому, Проведем мероприятия Года предпринимательства, объявленного Главой Удмуртии, и программы в рамках проекта сферы «Сарапул – литературная столица Удмуртии»,
Обеспечим мероприятия Городского календаря, учитывающего все основные даты российской, региональной и городской истории, организуем фестивали культурного и событийного календаря Удмуртской Республики.
Позиционирование Сарапула как лидера моногородов и территории опережающего развития ко многому нас обязывает. Залогом успешности городской культурной политики станет наша конструктивная работа по всем направлениям ответственности, умение консолидировать усилия сферы и привлекать союзников, знание и использование коммуникационных каналов, способность оставаться нужными, быть современными и интересными.
Желаю всем нам самых лучших результатов!
Манылов И.В.,
заслуженный работник культуры Удмуртии,
начальник управления культуры и молодежной политики города Сарапула