Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 8
E-mail: gorsar@sarapul.udmr.ru
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"
Участники Гражданского форума «Большой урок истории», посвященного Году культуры в России, Году культуры в Сарапуле, 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., представляющие научное и образовательное сообщество, историков, архивистов и краеведов, специалистов культуры и творческих союзов, этнических и конфессиональных групп, военно-патриотических объединений, представителей СМИ Сарапула и Ижевска, констатируют следующее:

История выполняет важную роль в преемственности культурных традиций, формировании патриотизма, воспитании подрастающего поколения, пропаганде достижений современной науки, позволяющих раскрыть суть современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов, выстроить адекватные времени и культурно-историческим событиям приоритеты.

Форум подчеркивает, что историческое образование является:

• источником социального опыта;

• основой развития нравственной и социокультурной сфер личности;

• «полем согласия» для разных поколений;

• хронологической «вертикалью» и объединяющей канвой для гуманитарных и социальных дисциплин.

Форум обеспокоен проявлениями низкого уровня общегуманитарной, в т.ч. исторической подготовки населения. Особую обеспокоенность вызывает часто встречающееся незаинтересованное и даже равнодушное отношение молодежи к Отечественной истории. Что, в конечном итоге может привести к размыванию самоидентификации себя молодыми людьми как россиян и представителей страны с непростой, но великой историей, к потере межпоколенческих связей.

Форум подчеркивает, что прямое влияние на снижение качества исторического знания оказывают:

- устаревшие механизмы, формы и методы исторического просвещения;

- отсутствие единой концепции преподавания исторических наук на всех уровнях получения исторического знания; ограниченность национально-регионального компонента в контексте изучения гуманитарных предметов (всеобщая история, история культуры, история России, региональная история, локальная истории, историческое краеведение); недостаточность числа часов, отводимых на изучение истории и обществознания в школьном курсе;

- особенности получения исторической информации, сложившиеся в последние десятилетия, которым свойственны субъективность, ограниченность, закрытость, специфичность;

Форум считает важным:

- повышение статуса исторической науки как важнейшего инструмента в понимании культурно-исторического развития;

- необходимость восприятия исторического образования в школе как важнейшей общественной и государственной функции;

- нахождение адекватных современному общественному развитию способов исторического просвещения, в том числе через активизацию социально-культурной проектной деятельности, развитие музеев и музеефикации, историко-мемориальных мероприятий, экскурсионно-туристической деятельности;

- актуализировать роль библиотек, архивов, творческих и исследовательских союзов в вопросах исторического просвещения населения.

В связи с вышесказанным участники Гражданского форума «Большой урок истории» считают необходимым внести следующие предложения:

1. Объединить усилия государственных институтов и гражданского сообщества с целью активизации процессов исторического просвещения и изучения истории Отечества;

2. Оказывать поддержку преподавателям истории, научно- исследовательским организациям, краеведческим объединениям, лучшим проектам в области сохранения, развития и популяризации историко-культурного наследия и распространения опыта реализации гражданско-патриотических общественных инициатив;

3. Активизировать разработку совместных проектов системы образования, архивной службы и музеев региона;

4. Сохранять вариативный принцип исторического образования; модернизировать содержание и формы преподавания истории; развивать интеграцию исторического образования, науки и культуры;

5. Совершенствовать работу по историческому краеведению через активные контакты ученых с краеведами посредством проведения олимпиад и конкурсов творческих работ; интенсивно внедрять музейные культурно-познавательные и образовательные программы;

6. Поддерживать работу школьных музеев по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в том числе развивать их виртуальные программы;

7. Осуществлять на постоянной основе публикации материалов по региональной, локальной истории, историческому краеведению в региональных СМИ; поддерживать специальные книгоиздательские и иные историко-просветительские проекты;

8. Активизировать население, проводя дни открытых дверей в архивах, музеях, организуя культурно-познавательные и памятно-мемориальные мероприятия, посвященные значимым датам в отечественной истории.

г. Сарапул, 26 сентября 2014 г.