Суть музея – как одного из наиболее фундаментальных институтов общества и важнейшего канала ретроспективной информации, прежде всего - найти, сохранить и показать (экспонировать) природное и предметное окружение человека. И понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» в музее приобретают ту самую реальность и значимость, которых невозможно достичь ни в какой иной сфере жизни.
Предотвращая утрату реликтов природной среды обитания и цивилизации, музей обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций народов и наследия мировых цивилизаций.
Исходя из контекста, что музеи сохраняют для будущих поколений и представляют современникам наиболее ценную часть культурного наследия страны, региона и конкретной территории, само наименование «Музей истории и культуры Среднего Прикамья» раскрывает содержание деятельности учреждения. Наша этнографическая коллекция начала комплектоваться с момента образования музея в 1909 году и особенно активно с 1913 года, когда было образовано Общество изучения Прикамского края.
В отчете, утвержденном Вятским Губернским управлением, об обществах, представлено: «…По отделу этнографии, между прочим, поступило: 4 шт. накрючников, или крюковников из с. Токмаши, в 25 вер. от г. Елабуги, и следующие вотские вещи, собранные по поручению Правления, Л.А. Беркутовым по Шарканской вол., Сарапульск. Уезда: 3 нагрудника (муресь – кшедь), 6 платков (кунь – серго); подол платья ( шод – дерема), рубашка с вышитыми рукавами (дерем), два вышитых рукава от рубашки; рукав вышитый шелками; вышитое полотенце (надевается на голову); войлочная шляпа; шапка жреца; синяя суконная; кичка и платок; туес с двумя ковшами и др. вещами шалаша…» (Общество изучения Прикамского края «Отчет со дня основания общества по 31 декабря 1914 года, Сарапул, Тип. Газ. «Прикамская жизнь», 1915 г.»).
Особый интерес для нас сегодня представляет национальная одежда.
Собран наиболее полный ряд, представляющий русский национальный костюм – головные уборы и сарафаны конца ХIХ – начала ХХ века.
Ярко представлены удмуртские, налобные повязки, платки-покрывала, головные полотенца, марийские – оригинальный головной убор под названием – шимакш, татарские и башкирские – тюбетейки, калфаки.
Наплечная и поясная одежда (сарафаны, рубахи, кафтаны, передники, пояса), предметы для дома (скатерти, полотенца), демонстрируют в целом национальные особенности культуры многонационального населения республики.
Музей обладает уникальными предметами, документирующими развитие национальных ремесел, национального искусства, национальной истории, национальной науки и техники и иных направлений. Значительное собрание литературы известных этнографов сегодня является фундаментом исследовательской работы и успешного сотрудничества, в том числе с другими регионами. (В частности, одно из последних – с Чувашской Республикой, Марий-Эл, Татарстаном, Пермским краем)
Специфика коллекции «Живопись», собираемой с 20-х годов, в ее мощном эмоциональном воздействии на зрителя. Мы имеем работы самых известных художников Удмуртии Котлярова Виктора Борисовича, Холмогорова Алексея Павловича, Белых Валентина Леонидовича, Ёлкина Пётра Васильевича, Костылева Вячеслава Григорьевича, Косолапова Николая Александровича, Бехтерева Игоря Сергеевича, Семенова Петра Садофьевича, Окуня Виталия Владимировича.
В условиях, когда общество и в первую очередь его подрастающее поколение нуждаются в обеспечении оперативной информационной достоверности, активно используется сайт, а также передвижные и обменные выставки. Наиболее интересными в 2016-м году стали наши совместные проекты с Кудымкаром и сарапульским центром возрождения и развития национальных культур.
Музей опирается только на подлинные памятники материальной и духовной культуры народов, и это обеспечивает национальную и идентификационную убедительность, надеемся, его экспозиций.
А превращение в открытую информационно-просветительскую систему, опирающуюся на первичные источники информации, помогают всем нам, людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию и включаться в социально-культурное творчество.
Практикой современной работы становится внедрение интерактивных форм, отражающих национальную специфику ( в виде малых архитектурных форм) и информационных текстов в городской среде с переводом на удмуртский язык. А с активизацией мероприятий в рамках туристско-рекреационного кластера «Камский берег» и увеличением, в связи с этим, гостей Удмуртской Республики – н английский (и уже даже на китайский).
Как фактор и среда сохранения национально-культурных традиций народа, сарапульский музей стремится стать полезной образовательной средой, ориентированной на целостное этнокультурное развитие личности. Музейная этнопедагогика стала реальностью наших дней и отражением представлений о наиболее эффективной организации приобщения личности к культуре средствами музея. (1500 индивидуальных, групповых и коллективных мероприятий) Реализации национальной политики и популяризации музейными средствами культур народов (в самом широком смысле этого понятия), проживающих в Удмуртии, способствуют современные технологии. Подготовлен виртуальный тур по музею и музейному кварталу, символика и знаки активно используются в визуальной продукции.
Перспективы:
1. Сарапул – город многонациональный. И более активное экспертное мнение городских национально-культурных объединений (их более полутора десятков), даст работе в формировании фондовых коллекций и мероприятий новый импульс.
2. Внедрение новой формы «Урок истории с предметом истории» (в том числе – в электронной форме) будет значительной помощью в образовательном процессе и сокращении этнокультурной безграмотности.
3. Фонд сарапульского музея – национальное достояние республики, и мы считаем важным найти возможности ознакомить с ним как можно большее число наших сограждан. Будет продолжена работа по представлению самых ценных предметов в виртуальных вариантах. Опираясь на то, что Дом дружбы народов заслуженно воспринимается как центр национальной политики, будем рады представить здесь специальные выставочные проекты.
Спасибо специалистам министерства национальной политики, дома дружбы народов за конструктивное взаимодействие. Надеемся на продолжение сотрудничества в проектах национальной направленности, этнотуризме, образовательной и просветительской работе.
Креклина С.В., директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей истории и культуры Среднего Прикамья», кандидат культурологии