Игра на скрипке раскрывает в человеке творческие способности, которые потом можно применять в любом деле. Скрипка дарит человеку мощное воображение и гибкость ума, увеличивает способность к творческим озарениям, развивает интуицию. Любой психолог или биолог вам подтвердит, что если человек будет изо дня в день разрабатывать пальцы рук, развивать мелкую моторику – это напрямую будет влиять на работу мозга, ускорит протекающие к мозгу процессы. При этом, правая рука активизирует работу левого полушария мозга (отвечающего за логические способности): ее лучше тренировать математикам и всем людям, связанным с точными науками. А левая рука связана с правым полушарием, «специализация» которого – образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях, не говоря уже об искусствах.
Одаренные дети являются золотым генофондом и надеждой любой нации, народа, государства – в них мы видим свое будущее, с ними связываем надежды на позитивные социально-культурные перспективы. Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие.
Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения какой – либо деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях.
Для раскрытия одаренности ребенка необходима атмосфера психологического комфорта, и именно такие условия обеспечивает система дополнительного образования. В каждой школе есть дети, которых можно отнести к одаренным.
Обучение одаренных детей в школе искусств становится более эффективным при условии досконального изучения личности и истории музыкального развития одаренного ученика до школы, при условии реализации индивидуально подобранных для данного ученика подходов, форм и методов обучения в связи с видом одаренности и особенностями личности.
Личность преподавателя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с преподавателем для одаренных детей. Это большая ответственность. И каждый преподаватель пользуется своими методами и приемами, но они должны соответствовать общей программе развития одаренных детей.
Главная задача преподавателя - помочь ученику развить свои задатки, способности, интеллект, помочь своему подопечному реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения. На наш взгляд преподаватель должен обладать следующими качествами:
- являться профессионалом в своем деле;
- всегда находить контакт с подопечными;
- полностью понимать цели наставничества и получать нужный результат;
- находить интересные формы постановки задач для подопечных с учетом их индивидуальных особенностей и интересов;
- постоянно заниматься саморазвитием;
- иметь высокую степень заинтересованности в профессиональном развитии подопечного и передаче ему своего опыта;
- уметь вырабатывать в подопечном потребность к самообразованию, стремление к овладеванию инновационными технологиями;
- личным примером способствовать раскрытию потенциала своего подопечного, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию его творческих способностей и профессионального мастерства. Важнейшим направлением работы с одаренными детьми является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
Для того чтобы способности учащегося успешно развивались, необходимо соблюдение следующих условий:
• более раннее и полное выявление музыкальных способностей, имеющихся у ребенка (в нашей школе для этого существуют подготовительные отделения, где дети обучаются с 5,6 летнего возраста);
• использование современных развивающих методов и средств обучения;
• стимулирование развития способностей, через мотивацию к дальнейшему профессиональному обучению.
Я работаю преподавателем по классу скрипки в ДШИ № 2 34 года.
Для успешного обучения одаренных детей я создаю благоприятные условия и использую приемы и формы мотивации:
- раннее вовлечение в коллективное музицирование (игра в ансамбле);
- собственный яркий пример;
- изучение и преемственность музыкальных традиций;
- активная концертная деятельность;
- внедрение в музыкально-образовательную практику инновационных технологий
- участие в конкурсах, фестивалях.
В моей практике, наряду с обучением игре на инструменте, присутствуют различные формы эстетического воспитания – от бесед на уроке до совместных посещений культурных мероприятий.
Несколько примеров:
Мы ездили в город Воткинск в ДК «Юбилейный» на концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Дети получили неизгладимые впечатления от большого оркестра со знаменитым дирижером, послушали музыкальные шедевры известных композиторов.
Слушали в ДК «Аксион» в городе Ижевске симфонический оркестр им. Светланова.
С учащимися своего класса посещаем филармонические концерты в ДК радиозавода.
Побывали на «Ярмарке возможностей», которая состоялась в городском саду им. А.С.Пушкина. Дети с удовольствием поучаствовали в различных мастер-классах.
Запоминающейся была поездка в районный музей в селе Киясово и «Центр удмуртской культуры» в д. Карамас-Пельга.
Внеклассная деятельность обогащает развитие и обучение детей.
Кроме того, творческое использование различных коллективных форм общения способствует более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям. Сюда можно отнести и ансамблевое исполнительство. Работа в ансамбле - это одна из форм приобретения творческого азарта, реализации наработанных профессиональных навыков детей; она позволяет расширить музыкальный кругозор, приобщиться к разнообразной жанровой палитре музыкальной литературы, использовать особенности тембра каждого инструмента в достижении эмоционально-художественного образа музыкального произведения.
Учащиеся моего класса, все без исключения, получают навыки ансамблевого исполнительства с первого года обучения, а некоторые, более продвинутые, и в подготовительной группе.
Ансамблю «Звонкие струны», руководителем которого я являюсь исполнилось в 2016 году 10 лет. Дети с удовольствием музицируют в ансамбле, выступают на концертах и успешно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня (10 дипломов).
В жизни детей выступление в концертах занимает особое место. Открытые концертные выступления в работе с одаренными детьми проводятся еще и в целях поощрения их работы в классе, стимулирования их творческой деятельности, являются условием самореализации и саморазвития юных музыкантов. Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После концерта следует обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе. Подобная целенаправленная работа способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанному выбору профессии, связанной с исполнительским творчеством.
Эффективность обучения игре на музыкальном инструменте может быть достигнута путем внедрения в музыкально-образовательную практику инновационных технологий, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка и развитие его в процессе общения с музыкой.
Новые технологии помогают сделать учебный процесс захватывающим и интересным для детей. Например, игра солиста и ансамбля под минусовки, которую я широко применяю в своей практике, не только нравится современным детям, но и позволяет расширить круг эстрадной деятельности, выступать там, где нет аккомпанирующего инструмента: фортепиано или рояля.
В таком качестве учащиеся моего класса выступали: на «Ярмарке возможностей» в городском саду им. А.С.Пушкина, на фестивале «Пятница» на Набережной реки Кама), в Сарапульском индустриальном техникуме на Республиканском методическом объединении, в Сарапульском медицинском колледже, в Администрации города Сарапула, в ДШИ №3 на открытии выставки.
Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсная деятельность. Главным результатом совместной работы учащегося и преподавателя является участие в конкурсах исполнительского мастерства различного уровня, целью которых является выявление одаренных детей, создание стойкой мотивации к исполнительской деятельности, поддержка творчества. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании, что вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования мотивируют детей и являются сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить.
Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества.
Вовлечение учащихся в систему творческих конкурсов – важная ступень их творческой деятельности, где предоставляется возможность публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и компетентности. Дипломы, полученные на конкурсах и фестивалях, помогают учащимся оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые происходят с детьми:
- ожидания становятся более реалистичными, связанными с актуальными успехами;
- дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;
- повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, начинают выбирать более трудные задачи.
За последние три года (с 2016 по 2018) учащиеся моего класса заработали 60 дипломов на конкурсах различного уровня. В основном, это дипломы Лауреатов I, II, III степеней и есть диплом Гран-При.
- Котовы Елизавета и Софья, учащиеся 1 класса, стали Лауреатами III премии Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Сарапул – Москва транзит»;
- Коновалова Елизавета, учащаяся 2-ого класса, девочка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) начала свою конкурсную деятельность, когда занималась на подготовительном отделении, результаты ее впечатляют; - Замараева Кристина, учащаяся 3 класса, также начала участвовать в конкурсах с подготовительной группы;
- Бармина Ирина, учащаяся 4 класса, Лауреат двух конкурсов;
- Мянд Ярослава, учащаяся 8 класса, готовится к поступлению в РМК за последние три года получила дипломы на 11 различных конкурсах, в том числе в городе Санкт-Петербург на конкурсе «Белые ночи-2016» стала Лауреатом II степени;
- Марфин Александр, учащийся 5 класса, имеет большой опыт выступления на конкурсах различного уровня, за три года заработал 16 дипломов, из них 13 дипломов Лауреата I и II степеней и Гран-При.
Работа с одаренными детьми требует больше времени, сил, подготовки.
Но, несмотря на это мы - преподаватели получаем удовольствие от своих одаренных учеников как от интересных людей.
В пословице говорится «один в поле не воин», также и работа с такими детьми это работа не одного преподавателя, это работа всего коллектива школы, и, в частности, директора Галановой Надежды Васильевны, которая создает все условия и поддерживает нас во всех начинаниях и проектах, за что ей огромная благодарность.
Также трудно переоценить заинтересованность, внимание и участие родителей.
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Задача преподавателя – объяснить родителям, что обучение детей в музыкальной школе сможет сформировать особое мировоззрение ребенка, сформировать его как личность.
Известный музыковед Григорий Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:
1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил».
В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.
2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.
3. Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.
4. И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается в серьезном отношении к домашним занятиям у детей.
Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом преподавателя всегда приводят к хорошему результату.
В заключение своего выступления, я хочу вас ознакомить с результатами достижений учащихся моего класса за последние три года помимо конкурсной и концертной деятельности.
Коренев Григорий, Лауреат III степени Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», учредителем которого является Министерство культуры Российской Федерации, в 2017 году поступил в Республиканский музыкальный колледж и успешно обучается на II курсе.
Марфин Александр в 2018 году стал Лауреатом премии Правительства УР «Наследники» и удостоен чести выступить в Резиденции главы Республики на награждении Лауреатов.
Марфин Александр - победитель городского конкурса «ЧЕЛОВЕК ГОДА» по итогам 2017 года в номинации «Юный талант года».
За достигнутые успехи в 2017 году награжден от Министерства культуры и туризма УР поездкой на Кремлевскую Елку, а в этом году (2019) прошел конкурсный отбор и получил путевку во «Всероссийский детский центр «Орлёнок».
Марфин Александр и Мянд Ярослава являются стипендиатами Управления культуры и молодежной политики города Сарапула и дважды занесены на городскую доску «Одаренное детство Сарапула».
За отличную учебу, активное участие в концертной деятельности, высокие результаты в фестивалях и конкурсах различного уровня занесены на школьную доску «Ими гордится школа» следующие учащиеся моего класса: Коновалова Елизавета, Замараева Кристина, Бармина Ирина, Марфин Александр, Мянд Ярослава.
Достижения своих учеников – это и есть педагогическое счастье.
«… таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» - сказал философ Георгий Плеханов.
Елабужева И.Л.,
заслуженный работник культуры Удмуртии,
преподаватель детской школы искусств №2 города Сарапула